Репортаж из волковысской исправительной колонии № 11

Предприятие «Одиннадцать»

Как заставить отбывающих наказание усердно трудиться и сколько можно заработать в колонии?
Убийцы, воры и жулики должны сидеть в тюрьме. С этим не поспоришь. Только что значит сидеть? В волковысской исправительной колонии № 11 отъявленные преступники обеспечивают себя сами. Да и не только себя. Мало кто знает, что на предприятии «Одиннадцать» выпекают вкуснейший хлеб, делают корпусную мебель и превосходного качества бильярдные столы. Как заставить отбывающих наказание усердно трудиться и сколько можно заработать в колонии? Ответы на эти вопросы «Р» искала за колючей проволокой.


То, что перед нами исправительное учреждение, выдают лишь старый деревянный забор с колючкой да несколько вышек для наблюдения. Внутренний двор колонии — как на ладони. Современные здания с красными крышами выкрашены в теплые пастельные тона, кругом чистота и порядок. Мой спутник, главный специалист по организации производства и трудового исполнения спецконтингента УДИН МВД по Гродненской области Роман Макуть не скрывает: не на каждом крупном предприятии такие условия труда. Однако так было не всегда. 

В 1990-е здесь было сложно и отбывать наказание, и работать. При лимите наполнения 2400 человек в колонии содержалось более 3,5 тысячи осужденных, которых приходилось размещать на кроватях в 3 яруса и в коридорах. Производственное оборудование, оставшееся после СССР, было изношено на 80%, постоянно ломалось и требовало значительных затрат на ремонт. Сегодня в колонии содержится 1962 осужденных, из которых трудятся 1495 человек. Большая часть прежнего оборудования заменена новым, современным, не старше 2005 года выпуска. 

Здешние кадры, само собой, оставляют желать лучшего: склонные к членовредительству, убийцы, воры, отъявленные негодяи, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления. Но несмотря на это, в прошлом году РУП «Одиннадцать» произвело продукции на 74,1 млрд рублей с темпом роста 130,7%. 

На проходной — проверка документов и досмотр. Дальнейший экскурс в жизнь исправительной колонии берет на себя директор РУП «Одиннадцать» Юрий Курдюк. Он не скрывает: за подчиненными нужен глаз да глаз. От организаторских и деловых качеств начальника зависит трудовая дисциплина. Люди за колючей проволокой – хорошие психологи. Дашь слабину – жди подвоха. 

Перед нами первый цех. Здесь производят корпусную мебель из ламинированной ДСП. В помещении сухо, светло и тепло. Осужденные работают на дорогостоящих станках. Юрий Владимирович поясняет: такие места нужно заслужить. Отбор кандидатов серьезный. В следующем рабочем помещении совсем иная картина. Сортировка проводников тока и извлечение из изоляции металлических жил не требуют особой подготовки. Стало быть, и зарплата невысокая.


Александр ШИРОКИЙ, получивший 19 лет  за тяжкое преступление, трудится без нареканий

Открываем другую дверь. В небольшом помещении организовано производство трансформаторных катушек для Минского электротехнического завода имени В.И. Козлова. Работа требует квалификации и серьезного подхода. За одним из станков — Александр Широкий. Он отбывает наказание за убийство человека в драке. В местах лишения свободы уже 10 лет, до выхода на свободу осталось еще 9. За это время он успел жениться, подрастает ребенок. За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду ему разрешены дополнительные свидания с женой.

«Все заработанные деньги высылаю семье, после вычетов на руках остается примерно 2,5 миллиона рублей, – честно признается Александр. – За работу тут все держатся, ведь на других производствах платят гораздо меньше». 

Если уж заговорили о заработках, то самая ответственная и высокооплачиваемая работа здесь – в цеху, где производят номерные автомобильные знаки. Это единственное место в стране, где их изготавливают. Затем в полиграфическом центре МВД выполняется только штамповка номеров и серий. 

Большая часть соцобъектов Волковыска обеспечена мебелью, производимой в ИК № 11. Она доступна по цене, и к качеству никаких претензий. На комфортных креслах смотрят очередные новинки сезона посетители городского кинотеатра «Юность». Удобную и красивую мебель можно увидеть в поликлиниках и больницах города. Председатель Волковысского райисполкома Михаил Ситько доволен выгодным сотрудничеством с предприятием. Продукция РУП «Одиннадцать» известна и востребована не только в Волковысском районе, но и далеко за пределами Гродненщины. Ее заказывают силовые структуры, исполнительные комитеты, учреждения образования, здравоохранения и культуры. Дешево и красиво. 

Неужели все так гладко, как рассказывают мои спутники? Никаких проблем с отбывающими сроки? На самом деле проблем хватает, но неразрешимых нет. Дежурный помощник начальника ИК № 11 Владимир Силко показывает на стенд на стене, где фото «особо отличившихся» разложены по кармашкам: «Лидеры и авторитеты преступной среды», «Склонные к притеснению и поборам осужденных», «Склонные к побегу», «Склонные к суициду и членовредительству» и в том же духе. Выяснилось: лидеры преступной среды сейчас практически перевелись, зато склонных навредить себе и другим – хоть отбавляй. Свыше 60% находящихся здесь большую часть жизни провели за решеткой. У некоторых – по 20—30 лет общего срока. Все они говорят, что хотят на волю. Но, оказавшись там, почему-то очень быстро попадают обратно. Всех ведь на хорошую работу не устроишь. Правда, многие и не хотят трудиться.

«К бездельникам надо применять строгие меры воздействия. Почему кто-то должен кормить жуликов, не желающих трудиться? – считает Роман Макуть. – Есть осужденные, которые за месяц шлифуют один дверной блок, зарабатывая 5 тысяч рублей. При этом получают такое же обеспечение. Это неправильно». 

А кормят здесь действительно неплохо. Наверное, не каждый на гражданке так харчуется. На обед — щи, макароны по-флотски и компот. На территории колонии есть магазин, где можно заказать любые продукты. А вообще, в колонии есть все. Это настоящий автономный город в городе. Собственная котельная на местных видах топлива, баня, клуб, библиотека, церковь. На территории расположено даже свое учебное заведение – ГПТУ № 11, где готовят трактористов, станочников, швей, электрогазосварщиков и стропальщиков.


И все же атмосфера недружелюбная. Понятно, без жесткой дисциплины жизнь в колонии пойдет по-другому. Неудивительно, что с работающими здесь людьми систематически встречается штатный психолог. 

Но если сбросить со счетов контингент работающих – это обычное коммерческое предприятие. Окна, двери, мягкая мебель, уголки, журнальные столики, комоды, подарочные сувениры – чего здесь только не делают. Не хочется осознавать, что вся эта красота прошла через руки, не привыкшие к труду и созиданию. Всего на Гродненщине 4 учреждения закрытого типа, где преступившие закон обязаны трудиться и зарабатывать на свое содержание. Совершившие преступления не должны жить за счет других. Это понятно всем, даже тем, кто слышит и видит по понятиям. 

Tanula.K@mail.ru 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter