Работает ли защитное предписание для жертв домашнего насилия?

Предписано защитить

С апреля в арсенале милиции появилась новая мера борьбы с домашним насилием — защитное предписание. Суть в том, что любителя распускать язык или руки могут обязать временно покинуть совместное жилище, запретить разыскивать пострадавших домочадцев, донимать их звонками и встречами. А самое главное — такая передышка дает остыть семейному конфликту. Это в теории. А как обстоят дела на практике?
С апреля защитное предписание в Минской области вынесли 13 жертвам домашнего насилия.
Опыт вынесения защитного предписания показывает:  как правило, под него попадают все те же известные  участковым неблагополучные семьи.

Больше всего защитных предписаний семейным дебоширам вынесли в Борисове — 13 с апреля. И это, считает Николай Соколовский, заместитель начальника отдела охраны правопорядка и профилактики Борисовского РУВД, не предел: «Если бы мы выносили защитное предписание по каждому факту, их было бы гораздо больше. Но такая мера индивидуальной профилактики применяется в крайних случаях и в определенных ситуациях, когда в том действительно есть необходимость». Милиционеры говорят, что новая «функция» очень помогает в работе. Ведь в день только на 3 городских отделения выпадает по 60 — 70 сообщений о семейных дебошах! Теперь появилась реальная возможность хотя бы на время приструнить особо ретивых. Правда, это скорее профилактический метод, нежели карательный.

Защитное предписание в Борисове вынесли тем, кто уже давно на контроле у участковых инспекторов, но исправляться никак не желает, рассказывает Соколовский: «Когда приезжаем на очередной вызов, объясняем: есть новая мера — защитное предписание. Показываем решение суда. Если жертва подписывает этот документ, то дальше в отношении дебошира действуют три запрета: он не имеет права посещать места, где находится жертва, общаться с ней и выяснять место ее пребывания». На последнем пункте останавливаемся подробнее: Николай говорит, что иногда дебоширы набираются смелости и приходят в дежурную часть с сообщением о том, что жена пропала. В дежурной части первым делом проверяют, не вынесено ли в отношении заявителя защитное предписание. Если вынесено, то жену искать будут, но домашнему тирану об этом не скажут.

Мать жителя Борисова П. не знала покоя с тех пор, как тот вышел из тюрьмы. Умоляла участкового отправить сына в ЛТП. Но это процесс небыстрый. Вот и приходилось немолодой женщине терпеть еженедельные побои и скандалы сына — алкоголика и наркомана. Соколовский открывает специальный файл на компьютере, где в аккуратную таблицу вписаны все «подвиги» П. Есть информация о правонарушениях и остальных 12 семейных скандалистов, которым уже вынесено предписание. «Вот смотрите, — предлагает проследить хронику событий Соколовский, — 19 мая он скандалит с матерью, ему выносится официальное предупреждение. Дальше практически каждую неделю мы выносим ему предупреждение снова и снова. 4 июля П. поступает уже сразу к нам, мы ставим его на учет. Но он продолжает буянить. 22 июля выносим ему защитное. В это время он еще умудряется приходить домой и там также скандалить». Через 30 дней, когда срок защитного предписания истек, П. уезжает в ЛТП. Правда, перед этим, не желая покидать собутыльников, проглатывает булавку, но это его не спасает.

В РУВД отметили, что лишь трое пострадавших (а предписаний, напомним, вынесено 13) решились выселить буяна. Основной аргумент — нельзя выставить из дома родного человека. Но милиционеры говорят, что и в этом случае защитное предписание становится хорошей профилактической мерой: скандалист начинает понимать, что в следующий раз может оказаться на улице.

А чтобы дебошир вновь не нарушил мир и покой домочадцев, ситуацию берут на особый контроль. По словам Николая Соколовского, следят постоянно: это и контроль по месту жительства участковым милиционером не реже одного раза в двое суток, и обмен телефонными звонками... За любую попытку домашнего агрессора вступить с семьей в контакт ему грозит административное наказание. И такие случаи уже фиксировались. В дежурную часть обратилась престарелая мать, доведенная до отчаяния пьяными скандалами дочери и зятя. Объявление защитного предписания они восприняли своеобразно — пошли на разборки к старушке. В итоге зять отправился в лечебно–трудовой профилакторий (на него как раз оформлялись туда документы), а также был оштрафован за невыполнение законных требований сотрудника милиции.

Милиционеры признают: защитное предписание — вещь нужная и долгожданная. Но вопросов пока хватает. К примеру, иногда, приезжая на вызов, невозможно сразу понять, кто жертва, а кто — агрессор. Кого защищать? Или другой момент: если дебошира отселяют в места временного пребывания, то через день найти там его вряд ли будет можно. Как правило, рассказывают в милиции, они отправляются по «своим делам»: к друзьям–собутыльникам, а иногда и назад, к жертве. «Дебоширов нужно ограничивать в свободе. И не просто размещать в местах временного пребывания. Ведь, как правило, они оттуда выходят, возвращаются к жертве — и опять скандал, опять вызов милиции...» — рассуждает Соколовский.

Еще вопрос: за чей же счет буяны должны проживать во временном пристанище? Пока их размещают в центрах временного пребывания, а жертв, если те пожелают, могут поселить в социальных центрах и комнатах для пострадавших от насилия. Все за счет местной власти. Хотя обязать платить по полной любителя трепать другим нервы было бы, думается, вполне справедливо.

Справка «СБ»

Защитное предписание может объявляться в течение трех дней тому, кому за последний год уже было вынесено официальное предупреждение за правонарушения, совершенные по отношению к члену семьи. И тогда домашнему тирану запрещается искать пострадавших, беспокоить их телефонными звонками и через интернет. А главное, он должен покинуть совместное жилище на срок от 3 до 30 суток.

Компетентно

Начальник управления охраны правопорядка и профилактики УВД Миноблисполкома Виталий Козлов:

— Подавляющее большинство семейно–бытовых преступлений совершается на почве пьянства. Между тем такая превентивная мера, как направление пьяных скандалистов в лечебно–трудовой профилакторий, — довольно длительная процедура, и она не может моментально разрешить вспыхнувший конфликт. Да и зачастую жертвы домашнего насилия просто не хотят выносить сор из избы или находятся в зависимом положении от домашнего деспота. Можно привести немало примеров, когда женщины страдали от истязаний, но не обращались в милицию только потому, что жилплощадь принадлежит мужу или же он является основным квартиросъемщиком. Теперь же у нас появилась возможность выносить защитное предписание по заявлению потерпевшего, чтобы на время оградить его от агрессии. Мы каждый раз предлагаем такой вариант пострадавшим в семейно–бытовом конфликте. Замечу, решение об объявлении и прекращении защитного предписания может быть принято лишь по заявлению совершеннолетнего гражданина. Однако если жертва насилия находится в зависимом положении от тирана либо по иным причинам не способна самостоятельно защитить свои права и законные интересы, то защитное предписание может быть вынесено и без ее согласия, по согласованию прокурора.

olga.zybenko@gmail.com

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия №211 (24592). Вторник, 4 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter