Правила культурного движения
18.05.2011
Быть водителем — занятие нервное. Эмоциональные перегрузки в часы пик почти космические. Плотные потоки машин, пробки, суета. Внимание на пределе. Можно выучить, как таблицу умножения, правила дорожного движения. Но если следовать только зазубренному, далеко не уедешь. Намного важнее общая психологическая обстановка на дороге. Манера поведения окружающих. Будь то лихой «джиппер», дедушка на «Жигулях» или неопытная блондинка на крошке «Фиате». Вот только в автошколах на культуре дорожного поведения особого акцента не делают. В этом уверен автомобильный эксперт Дмитрий Болашев. Он подключил специалистов ГАИ, психологов и разработал крупный интернет–проект «Правильный водитель». «Вместе мы исправим дорожную ситуацию» — гласит его лозунг.
Задачки, описанные на сайте, большинство водителей решают едва ли не каждый день. Правильно ли? Тот еще вопрос. Думаю, для ответа больше подойдет расхожая фраза «как умеют». И вроде бы не нарушают никаких правил, однако нервируют других и провоцируют на агрессивную езду. Зная эту проблему, Госавтоинспекция запустила программу по безопасности дорожного движения «Взаимопонимание». Его пока явно не хватает. А это чревато... Примеры? Да сколько угодно.
Первая зарисовка подана под общим названием «Я — вежливый». Смоделируем следующую ситуацию, которая наверняка сожгла массу нервных клеток у автолюбителей, пытающихся ранним утром вырулить со двора на оживленную улицу. Через сотню–другую метров — большой перекресток со светофором. Естественно, происходит скопление транспорта. Выезжая по правилам, нужно уступать автомобилям, двигающимся по главной дороге. Но ведь в течение ближайшего получаса этот поток вряд ли закончится! И никто не догадается остановиться и дать выехать. Стереотип «я — на главной, а остальные подождут», увы, прочно сидит в голове у многих. Почему бы не отступить здесь от правил? Неубедительно? Тогда давайте представим дальнейшее развитие событий. Уставшие ждать своей очереди водители попытаются вклиниться в бесконечный поток. Подрежут, спровоцируют резкое торможение, а затем и вовсе почувствуют себя гонщиками «Формулы–1». Ведь наверстать упущенное в заторе время–то нужно... Продолжать? Думаю, не стоит. Умные водители поймут, чем все это может закончиться.
Кстати, о лавированиях. На сайте разбирают и такие знакомые маневры. Водитель мечется из ряда в ряд, ищет свободное местечко, только чтобы первым подлететь к светофору. Другие тем временем лишь чертыхаются. Как обуздать лихача? Эксперты внимательно перечитали правила и четкого запрета на автомобильный «слалом» так и не нашли. Только некоторые косвенные. И здесь психологи вспомнили про известный любому водителю принцип трех «д» — «дай дорогу дураку». Главное — не мешать, не пытаться отомстить, не играть в догонялки. Вы ведь не знаете, куда торопится человек. В любом случае он впал в опасное состояние спешки и выйти из него сможет, лишь когда всех обгонит. Есть и еще одна особенность психологии. Когда человек спешит, он мысленно представляет себе, что все окружающие уже знают о его проблеме и обязательно должны ему помочь. Хотя на самом деле это далеко не так...
Таких дорожных задачек, которые вроде бы и выполняешь по правилам, но все равно мешая другим, предостаточно. Преимущество хорошего водителя в том, что он умеет спрогнозировать и предупредить любую дорожную ситуацию, самостоятельно предложив верный алгоритм решения. Так, впрочем, считают и в Госавтоинспекции. По словам старшего инспектора по особым поручениям УГАИ МВД Анны Банадык, особенно эффективен этот метод при обучении детей: «Нужно обучать не только правилам дорожного движения, но и основам безопасного поведения на дороге. Ведь ребенку можно сто раз заученно повторить, что дорогу нужно переходить только на зеленый сигнал светофора. Но детская психология не учтет, что лихач может выскочить и на красный... Отсюда и грустная статистика: с начала года погибли 13 детей и 139 получили травмы различной степени тяжести».
Делаем выводы...