Фильтры – не всегда зло
14.02.2020 08:53:06
Татьяна СУЛИМОВА
Один фотограф с приятным моему глазу Instagram вдруг выложил фото без обработки и написал как отрезал: «Я больше не работаю с ретушью». Сходить к нему на фотосессию — ползарплаты, но иногда можно и подкопить, чтобы в семейном альбоме появились особенные карточки. Такие, знаете, про счастье, которого нет. Потому что, конечно, редко мы всей семьей надеваем льняные платья и рубахи да в обнимку сидим у пруда на рассвете. А тут прямо воздух виден. О, божественный фоторедактор! Но фотограф, как Фунтик, решил больше не обманывать ребят и отныне приглашает только за правдой — без ретуши! Я на своем веку не один десяток раз встречала рубрики с таким названием и на телевидении, и на радио, и в печатных СМИ. БЕЗ РЕТУШИ! Правда как она есть.
Такой порыв рождается чаще всего как уравновешивающий.
Много лжи в картинках, все эти закрашенные морщинки и «подрезанные» килограммы, фитоняшки с фарфоровыми улыбками, фотомонтаж Мальдив и жизнь напоказ, конечно, уже опротивели до самого противного.
Очевидная накрутка подписчиков, сообщества, где тебе поставят лайк за лайк, странички псевдоэкспертов, которые научат и есть, и спать, и работать. Хорошо еще, если при этом ты с ними лично не знаком и не в курсе их собственной неустроенности, — тогда‑то можно и поверить, что есть в этом мире кто‑то, кто умеет и знает, а то ведь так и окажется, что самый умный ты сам. А без авторитетов жизнь для некоторых невыносима. И вот мы массово залипаем на красивых страницах, а потом — пресыщение, потому что все там одинаковое. И вот тогда‑то появляется человек «Без ретуши!» и предлагает за 500 рублей отснять 25 кадров. Я смотрю на его работы взглядом индивидуума, которому показали «Черный квадрат», предупредив, что это гениально. Голова моя то на один бок клонится, то на другой. Ищу! А рука тянется уже за смартфоном, чтобы сравнить тот осенний лист, который я в октябре сама сфотографировала, с листьями дорогого фотографа. А лист он и есть лист, красивый, оранжевый, с красными подпалинами. Нормальный и без ретуши.
— Я так и сама могу.
— Фотографируйте сама…
Обидеть художника может каждый.
Но на мой взгляд, искусство — это не про веб‑камеры, с помощью которых можно смотреть ситуацию на дорогах. Как я думаю, каждое художественное произведение — сказка, в которую зритель хочет окунуться. Там свой особенный цвет и структура, не то что в мониторе моего домофона. И я опять вспоминаю Феллини, который снял фильм Dolce vita и потерял миллионы денег только потому, что его не устраивали естественные цвета. Вы помните, что место действия «Сладкой жизни» — римская Виа Венето. В конце 1950‑х эта улица с множеством фешенебельных ресторанов воспринималась как символ итальянского экономического чуда и возвращения к довоенному благополучию. Именно на Виа Венето у Феллини сложился замысел будущей картины. Но! Феллини хотел сделать улицу более поэтичной. Дело в том, что в реальной жизни цвета перетекают друг в друга, а Феллини нужен был КОЛЕР! Яркость! Отдельные элементы! Он потребовал от продюсера Анджело Риццоли построить точную копию улицы в павильоне, чтобы можно было насытить картинку по своему видению. Это было ОЧЕНЬ дорого и безумно, ведь закрыть на время съемок настоящую улицу проще. Риццоли поставил условие: в таком случае режиссер должен отказаться от процентов с прибыли. Феллини согласился и попал в ловушку: «Сладкая жизнь» стала самым коммерчески успешным его фильмом и принесла продюсеру миллионы…
Феллини... Обожал выдумки! Он сочинял удивительные факты своей биографии, потому что твердо знал: «То, что мы называем правдой и реальностью, не что иное, как обманный маневр, убогие декорации, за которыми прячется жизнь, чтобы на ее праздник, на этот ярмарочный балаган с фейерверками, ряжеными, феями, небылицами и сладко‑безумной музыкой попали только достойные и посвященные».
И сейчас, рассматривая фотоснимки, на которых нет никакой идеи, кроме отсутствия ретуши, я хочу спросить: вы уверены, что это фотография ХУДОЖНИКА? Вы убеждены, что именно ретушь — зло? Может, просто кто‑то пользуется ей вульгарно и неумело?
Правды как таковой и вовсе нет, все наши домыслы. И на фотографиях я хочу видеть себя парящей, потому прыгаю с табуретки — лови меня, фотограф, и закрась потом этот нелепый стул. Я все еще летаю во сне. Так что все на этой фотографии — правда!
T.С.
sulim@sb.by
Такой порыв рождается чаще всего как уравновешивающий.
Много лжи в картинках, все эти закрашенные морщинки и «подрезанные» килограммы, фитоняшки с фарфоровыми улыбками, фотомонтаж Мальдив и жизнь напоказ, конечно, уже опротивели до самого противного.
Очевидная накрутка подписчиков, сообщества, где тебе поставят лайк за лайк, странички псевдоэкспертов, которые научат и есть, и спать, и работать. Хорошо еще, если при этом ты с ними лично не знаком и не в курсе их собственной неустроенности, — тогда‑то можно и поверить, что есть в этом мире кто‑то, кто умеет и знает, а то ведь так и окажется, что самый умный ты сам. А без авторитетов жизнь для некоторых невыносима. И вот мы массово залипаем на красивых страницах, а потом — пресыщение, потому что все там одинаковое. И вот тогда‑то появляется человек «Без ретуши!» и предлагает за 500 рублей отснять 25 кадров. Я смотрю на его работы взглядом индивидуума, которому показали «Черный квадрат», предупредив, что это гениально. Голова моя то на один бок клонится, то на другой. Ищу! А рука тянется уже за смартфоном, чтобы сравнить тот осенний лист, который я в октябре сама сфотографировала, с листьями дорогого фотографа. А лист он и есть лист, красивый, оранжевый, с красными подпалинами. Нормальный и без ретуши.
— Я так и сама могу.
— Фотографируйте сама…
Обидеть художника может каждый.
Но на мой взгляд, искусство — это не про веб‑камеры, с помощью которых можно смотреть ситуацию на дорогах. Как я думаю, каждое художественное произведение — сказка, в которую зритель хочет окунуться. Там свой особенный цвет и структура, не то что в мониторе моего домофона. И я опять вспоминаю Феллини, который снял фильм Dolce vita и потерял миллионы денег только потому, что его не устраивали естественные цвета. Вы помните, что место действия «Сладкой жизни» — римская Виа Венето. В конце 1950‑х эта улица с множеством фешенебельных ресторанов воспринималась как символ итальянского экономического чуда и возвращения к довоенному благополучию. Именно на Виа Венето у Феллини сложился замысел будущей картины. Но! Феллини хотел сделать улицу более поэтичной. Дело в том, что в реальной жизни цвета перетекают друг в друга, а Феллини нужен был КОЛЕР! Яркость! Отдельные элементы! Он потребовал от продюсера Анджело Риццоли построить точную копию улицы в павильоне, чтобы можно было насытить картинку по своему видению. Это было ОЧЕНЬ дорого и безумно, ведь закрыть на время съемок настоящую улицу проще. Риццоли поставил условие: в таком случае режиссер должен отказаться от процентов с прибыли. Феллини согласился и попал в ловушку: «Сладкая жизнь» стала самым коммерчески успешным его фильмом и принесла продюсеру миллионы…
Феллини... Обожал выдумки! Он сочинял удивительные факты своей биографии, потому что твердо знал: «То, что мы называем правдой и реальностью, не что иное, как обманный маневр, убогие декорации, за которыми прячется жизнь, чтобы на ее праздник, на этот ярмарочный балаган с фейерверками, ряжеными, феями, небылицами и сладко‑безумной музыкой попали только достойные и посвященные».
И сейчас, рассматривая фотоснимки, на которых нет никакой идеи, кроме отсутствия ретуши, я хочу спросить: вы уверены, что это фотография ХУДОЖНИКА? Вы убеждены, что именно ретушь — зло? Может, просто кто‑то пользуется ей вульгарно и неумело?
Правды как таковой и вовсе нет, все наши домыслы. И на фотографиях я хочу видеть себя парящей, потому прыгаю с табуретки — лови меня, фотограф, и закрась потом этот нелепый стул. Я все еще летаю во сне. Так что все на этой фотографии — правда!
T.С.
sulim@sb.by