Пойти на принцип
06.07.2011
Сюжет для детектива
Отчаявшись, Анатолий Антонович открыл ворота, сел за руль и тихонько улизнул со штрафстоянки. Принципиальный администратор такого инвалиду не спустил и написал заявление в ГАИ, но не о самовольном бегстве штрафника, а о том, что Дунаев его якобы сбил. Кто из двоих прав, долго выясняли милицейские начальники, отменяя постановления друг друга. Хотели даже лишить Анатолия Антоновича водительского удостоверения, но в итоге остановились на штрафе 240 тысяч рублей. Платить ветеран пока не собирается и, хотя силы уже на исходе, намерен еще побороться за справедливость. В том числе и за то, чтобы в «Ждановичах» появилась–таки бесплатная парковка для инвалидов.
Инвалид? Подвинься
В кипе бумаг, присланных Дунаеву из разных инстанций, есть ответ и от администрации рынка. «Стоянки на территории ООО «Торговый дом «Ждановичи» являются платными. Действующим законодательством не установлены льготы для инвалидов, освобождающие их от внесения платы за стоянку». В этом же письме любезно сообщается, что перед зданием № 114 по улице Тимирязева выделена площадка для бесплатной стоянки. И ничего, что она за три остановки от самой востребованной части рынка. Подумаешь, проблема — инвалиду, особенно «колясочнику», по осени мешок картошки или ящик помидоров до машины дотащить! Что чиновникам да начальникам та Германия, где даже на крытых платных паркингах одно место из ста должно быть обязательно зарезервировано для инвалидов, или соседка Латвия, где люди с ограниченными возможностями могут пользоваться любой платной парковкой совершенно бесплатно!
Неужели на огромной территории рынка нельзя найти маленький участок на 5 — 7 машино–мест и отдать его инвалидам? Анатолий Дунаев, например, предлагает изыскать такую возможность на штрафстоянке, на месте которой раньше всегда парковался.
— У нас пространство рассчитано всего на 50 автомобилей, — парирует директор фирмы, арендующей штрафстоянку, Владимир Шилько. — А нарушителей, которых к нам привозят, при такой интенсивности движения всегда очень много, особенно в выходные. Поэтому мы не имеем права пускать посторонних. Я вот тоже свою машину там не ставлю, а каждый раз плачу за общую парковку. Там, кстати, 3 тысячи мест, могли бы парочку для инвалидов выделить. А что касается инцидента с администратором, то в той ситуации он был прав. За нами ведь строжайший контроль. Если машина попала в протоколы ГАИ в связи с эвакуацией — без оплаты ее никак не заберешь, ни одного случая еще не было. Судьи, прокуроры, депутаты — все платили. Правда, по–человечески мне того инвалида, конечно, жалко. Думаю, мы как–нибудь разберемся в ситуации.
Заехали в тупик
В «ситуации» на парковках, к слову, люди с ограниченными возможностями попадают очень часто. Ведь что для нас — пустяк, например перешагнуть через бордюр, для них — задача сложная.
— Проблема с местами на стоянках есть не только в «Ждановичах», — с сожалением констатирует председатель Республиканской ассоциации инвалидов–«колясочников» Сергей Дроздовский. — Просто там из–за большого количества транспорта она стоит острее всего. При этом те, кто заведует парковками, почему–то считают: раз человек приехал на машине, значит, есть деньги ее поставить на платную стоянку. Они не понимают, что для инвалида автомобиль — не роскошь, а необходимость. Я бы с удовольствием на автобусе поехал, только я в него на коляске не заеду никак!
Вообще, на большинстве парковок, по крайней мере в Минске, специально отведенные места есть. Беда в том, что их регулярно занимают совсем не инвалиды. Кроме того, многие водители, паркуясь рядом, оставляют слишком мало места между машинами — на коляске не проедешь и дверь широко не откроешь. Сиди, жди, пока «сосед» отъедет.
— Все это прописано в правилах, и все это прекрасно знают, но все равно становятся, — продолжает Сергей Дроздовский. — А парковки, где специально отведенных мест вовсе нет? По строительным нормам, их должно быть не менее 3 процентов от общего числа, и расположены они должны быть, по моим данным, не дальше чем за 70 метров от входа в здание или учреждение. Эти нормы так же обязательны, как противопожарные или по безопасности: комиссия не имеет права принять объект, если они при строительстве не соблюдены. Но проблема в том, что инвалид, приехав на стоянку и не найдя положенного ему места, не может взыскать компенсации в свою пользу. Он вправе лишь пожаловаться в контролирующие органы, а там уже будут разбираться, кто виноват: проектировщики, строители, собственники? Только вот установить это почему–то не спешат...
За нарушение строительных норм можно, между прочим, получить штраф до ста базовых величин. И даже больше, смотря под какую статью КоАП подпадают действия хозяев объекта, пожалевших выделить парочку мест для инвалидов на своей стоянке. Хотя сомневаюсь, что сумма штрафа напугает администрацию какого–нибудь рынка или гипермаркета. И вообще, надо сделать так, чтобы во главу угла был поставлен не страх перед наказанием, а человеческое отношение к людям, чьи возможности отличаются от наших. Все под Богом ходим...
Кстати
Президент России Дмитрий Медведев недавно утвердил изменения в законе, согласно которым штрафы за нарушение права инвалидов на специальные места на парковках повышаются в 10 раз.
Цифра «СБ»
В Беларуси более 504 тысяч человек имеют инвалидность. Из них I группу — 73 тысячи, II — почти 270 тысяч, III — 136 тысяч человек.