Подводим итоги вступительной кампании — 2022

Поступай правильно!

Наконец-то можно облегченно вздохнуть. Уверены, именно эти мысли посещают молодых людей, которые не только прошли все этапы вступительной кампании, но и стали студентами. Централизованное тестирование, подача документов, изнуряющее ожидание и волнительный поиск собственной фамилии в итоговых списках. Как результат — в статусе первокурсников более 48 тысяч абитуриентов. Какие сферы оказались самыми востребованными в этом сезоне? На какие специальности зафиксированы рекордные проходные баллы и отмечены ошеломляющие конкурсы? В каком вузе зачислено максимальное количество медалистов? Подводим итоги.

Прославившаяся своими 400 баллами по результатам ЦТ абитуриентка из Лиды Анастасия Бильдь еще год назад решила, что будет поступать в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. На снимке: Анастасия с родителями.

Лингвисты в топе

В белорусские вузы в этом году поступили свыше 48 тысяч абитуриентов: почти 27 тысяч — на бюджет, более 21 тысячи — на платную основу. И это без учета приема на заочную форму получения образования в университеты сельскохозяйственного профиля.
Самыми востребованными у абитуриентов стали специальности IT-направления, технико-технологического профиля, медицинские и педагогические. На многие из них конкурс составил более трех человек на место, а проходные баллы находились на отметке 300 и выше.

Например, чтобы поступить в БГУ на «лингвострановедение», требовалось 385 баллов из 400 возможных. В

БГУИР абитуриенту необходимо было продемонстрировать не менее 374 баллов для обучения на «программном обеспечении информационных технологий». А в БГМУ по специальности «стоматология» — 369 баллов. В БНТУ на «маркетинг» проходной составил 346.

Конкурс — 12 человек на место

Если проходной балл — это минимальная сумма экзаменационных оценок, с которой был зачислен абитуриент, то конкурс при поступлении — это количество абитуриентов, претендующих на зачисление на одно вакантное место. Конкурс не всегда является показателем высокой или низкой популярности той или иной специальности. Например, он может быть очень высоким, если вуз готов принять небольшое число студентов на конкретную специальность, в то время как количество абитуриентов, которые хотят поступить на нее, значительно больше. Именно такая ситуация складывается уже много лет в БГУ на творческую специальность «дизайн (коммуникативный дизайн)». В 2022‑м на нее был конкурс 12 человек на место.
Причем заранее спрогнозировать этот момент невозможно. Цифры становятся известны только после завершения приема документов.
Региональные вузы в условиях информационной открытости показали отличные результаты. В доказательство приведем несколько примеров.

Высокий конкурс сложился в Брестском государственном техническом университете среди будущих архитекторов — почти три человека на место.
В этом же учреждении образования не сдает высокие конкурсные позиции специальность «физическая культура» — на 37 мест претендовало 90 человек. В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы средний конкурс по вузу составил два человека.
Эта вступительная кампания стала прорывной для БГПУ. Абитуриенты с большим интересом стали выбирать педагогику. В среднем по всем специальностям на бюджетные места конкурс в вузе составил свыше двух человек на место.
А на специальность «изобразительное искусство и компьютерная графика» на одно место претендовало сразу пять желающих.
Прошедшую приемную кампанию в Министерстве образования называют успешной, как для абитуриентов, так и для учреждений образования, и для потенциальных заказчиков кадров.  

Вступительная кампания в вузы в цифрах и фактах


КОМПЕТЕНТНО

Сергей Касперович, начальник главного управления профессионального образования Министерства образования:

— Если сравнивать с прошлым годом, то количественные и качественные показатели в плане выполнения контрольных цифр в 2022‑м выше. Бюджетные места практически полностью укомплектованы, с конкурсами. За исключением двух вузов — Белорусского государственного университета пищевых и химических технологий и Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, где остались вакантными бюджетные места. Сработало то, что отдельные специальности в указанных вузах менее востребованы у абитуриентов, хотя спрос в экономике на выпускников высокий. Скажу так: в отдельных случаях спрос со стороны работодателей существенно превышает число выпускников. Эти университеты при планировании контрольных цифр приема на этот год учитывали и количество заключенных договоров от работодателей, и показатели распределения последних лет. Но так случается: студент выбирает более раскрученные позиции и не замечает те специальности, в которых действительно есть необходимость на уровне страны. Но об этом должны говорить не только университеты, но и заказчики кадров. Важно, чтобы они не только приходили в вуз на распределение, но и заглядывали в школы, проводили профориентационную работу вместе с учреждениями высшего образования, колледжами. А чтобы заинтересовать, необходима демонстрация того, что отрасль развивается. Если эта сфера сулит профессиональный успех, то даже не так важна высокая зарплата на старте.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter