Поможет ли папа обрести дар речи?

Как помочь детям-молчунам заговорить, а не умеющим читать малышам - сочинять стихи?

Папы, объединившиеся в общественную организацию «Дети. Аутизм. Родители» не похожи на других отцов, как их дети не похожи на своих сверстников, но их опыт развития способностей у собственных детей может пригодиться всем семьям.

Папа помог дочери заговорить

Возможно, четырехлетняя Всеслава будет наездницей. В ее игрушечном табуне уже не меньше 20 фигурок лошадей. Причем в этом лошадином коллективе кипит жизнь: животные охотно болтают друг с другом и все вместе, в строгом порядке, выходят на прогулки.

Впрочем, на место лошадок в комнате девочки активно претендуют феи из киндер-сюрпризов. Они хозяйничают в пластиковой квартирке с кухней и по очереди моют ручки, тщательно закручивая краны.

В день, когда Слава с мамой приехала из роддома, начальник Юрия Ключника скептически оценил его работоспособность: предложил поспать в тихом кабинете. Волнения давно позади, и Юрий уже может рассказать, зачем особенному ребенку нужен отец.

— В первые дни — подержать на руках, чтобы мама перевела дыхание, — рассказывает Юрий. — Хотя, чтобы впервые взять младенца на руки, нужно набраться смелости, ведь ребенок кажется очень маленьким и хрупким. Слава тяжело засыпала, я садился в кресло-качалку и час или два укачивал вертящегося и сопящего человечка.

Став постарше, Слава так и не привыкла спокойно лежать. Дома и на улице она всегда предпочитала кроватке или коляске папины руки.

— Я не помню, чтобы мне было сложно, — пожимает плечами Юрий. — Было интересно, особенно когда ребенок осваивал новые для себя умения — садиться, ползать...

У Юрия и Славы есть занятия, в которых мама не участвует: искупаться в ванне, почитать на ночь книжку. Долгими зимними вечерами — играть в мяч. Слава может часами ловить пасы, прыгая с дивана на ковер и обратно.

— Во время этих игр координация ее движений улучшалась буквально на глазах, — рассказывает Юрий. — А вообще-то со мной Слава делает практически то же, что и с мамой. Я умею и приготовить-покормить, и одеть, причем не только в то, что мама положила рядом с кроваткой. Потому что мама одежду приготовит, едва успеет уйти — мы уже испачкались.

Всеслава — активный и подвижный ребенок. А вот ее речевое развитие надолго запоздало.

— Простые потребности маленького ребенка понятны и без слов. Когда молчит ребенок постарше, понимать его тяжелее. А у Славы к тому же начали проявляться первые признаки аутичности. То есть сегодня все хорошо: я прихожу с работы — дочь бежит обниматься. А назавтра она не выходит в прихожую, и стоит мне заглянуть в комнату — начинает плакать. Нужны были терпение и выдержка, чтобы все-таки зайти в комнату, осторожно подсесть к ребенку, вовлечь его в игру и буквально по крупицам возвращать внезапно исчезнувшее доверие.

Так было несколько раз: то Слава рада, я от ее эмоций счастлив, засыпаем в обнимку, то все внезапно переворачивается с ног на голову, и должна пройти неделя или две, пока ребенок начнет к себе кого-то подпускать. К счастью, это тяжелое время позади — дочь, кажется, перестала прятаться в свою “скорлупку”, осваивает речь...

Тот факт, что у Юрия экономическое образование, пока не наложил отпечатка на общение с дочерью. Математическая игра у Славы с Юрием только одна, навеянная одной из серий мультфильма про Машу и Медведя. В мультике, пока Мишка отворачивается и пишет на доске решение задачки про яблоки, Маша успевает одно яблоко съесть, и ответ не сходится. Слава делает успехи не только в математике, но и в скорости поедания яблок.

 Если ребенок молчит

Совет логопеда Ольги АНИКАНОВОЙ

— Многие родители, желая ускорить речевое развитие ребенка, предлагают малышу повторять за ними слова: скажи “мама”, скажи “мишка”. К их радости, малыш повторяет, иногда отчетливо и внятно.

Но речью эти повторения не являются, поскольку несут для ребенка не больше смысла, чем его обычный лепет. Никакой прямой связи между такими повторениями и первым словом нет.

Слово — это знак, то есть заместитель какого-либо предмета или понятия. Чтобы у ребенка появилось слово, должен быть предмет, который можно было бы обозначить этим словом.

Чтобы ребенок стал пользоваться словом, у него должна возникнуть в этом потребность, которая состоит из двух частей: потребности общаться со взрослыми и потребности в каком-нибудь предмете. Для этого ему необходимо содержательное общение со взрослым — манипулирование игрушками, разрывание бумажек и другие предметные действия.

 

Поэт. Семи лет.

Автор нескольких произведений Костя Жибуль готовится стать первоклассником

Вот только школу, в которой его взяли бы в первый класс с интегрированным обучением, родители до сих пор не нашли. Первомайский районный отдел образования Минска предложил особенному мальчику надомное обучение.

На бумаге дети с аутистическими нарушениями имеют те же права, что и их сверстники без особенностей. На деле школы всячески пытаются избавиться от беспокойных, своенравных учеников. Даже если они, как Костя, обладают незаурядными способностями: с легкостью решают математические задачки за первый класс, свободно владеют обоими государственными языками и пишут стихи.

Свое первое произведение Костя написал в 1 год и 7 месяцев:
Ножкі-ножкі ў матрошкі,
Ляжкі-ляжкі ў неваляшкі.

Поскольку я тяготею, скорее, к классике, нежели к авангарду, мне больше нравится вот это:

Бабры спускаюцца з гары,
У іх марозіва ўнутры.
Бабры зусім не дзікія,
У іх хвасты вялікія.

Папу трудного в управлении Костика знатоки современной белорусской литературы характеризуют “поэт-хулиган”. Обладатель ученой степени, научный сотрудник музея — и активный участник авангардного литературного движения, самый известный в Беларуси палиндромист. Его перу принадлежат уже три поэмы, каждую строку в которых можно читать “туда и обратно” — “Рогі гор”, “Кацёл клёцак” и “Палігон ног і лап”. Но, вероятно, для того чтобы малыш создал четырехстрочный шедевр про бобров, одних генов маловато?

— По-моему, способности к литературному творчеству есть у каждого ребенка, просто с возрастом они угасают, — говорит Виктор Жибуль. — А мы не прерывали этой деятельности, в результате сын уже набирает на компьютере собственные, довольно большие, произведения.

Вечерами папа читает Косте хорошие книги — Рыгора Бородулина, Каруся Каганца, Сержука Витушку. Одна из любимых книг обладающего великолепной памятью и склонностью к систематизации живых существ и предметов Кости — “Малая дзіцячая Чырвоная кніга” Виктора Гордея. Там не только энциклопедические сведения, но и стихи про каждого представителя белорусской фауны.

— Мы с Костей часто играем в анаграммы, — рассказывает Виктор. — То есть переставляем в словах звуки и буквы, и выигрывает тот, кто из одного набора букв составит как можно больше слов. Любим придумывать к словам рифмы в ритме раскачивающихся качелей.

По-моему, сочинять стихи, взлетая на качелях, — это уже высший пилотаж. Тем более, если принять во внимание сложность заданий. Я, например, так и не смогла придумать рифму к предложенному Виктором слову “пластилин”. А Костя смог: “стафилин”. Кто не знает, откройте энциклопедию: стафилин пахучий, он же быстроног вонючий — членистоногий жесткокрылый жучок, биологический агент по контролю за численностью улиток.

 Еще одно любимое занятие папы и сына — бродить по городу. Кроме фонтанов и водоемов, парков и детских площадок в Минске есть удивительно интересные места и объекты.

По моей просьбе Виктор Жибуль перечислил некоторые из них:

  • Грушевка, район исторической застройки. Там столетние дома, которые до начала 1990-х считались памятниками архитектуры. Сейчас район, где селилась рабочая аристократия — железнодорожники и рабочие вагоноремонтного завода, — сносится ради строительства многоэтажек.
  • Лошицкий парк, в котором есть детский городок с деревянным замком, горками и лесенками. По парку, заложенному во второй половине XVIII века графом Прушинским, любил прогуливаться Дунин-Марцинкевич. В советское время под руководством Николая Вавилова здесь был создан сад с экзотическими растениями.
  • Парк 60-летия Октября между улицами Сердича и Матусевича. Здесь есть не только пруды, фонтан и детская площадка, но и смотровая площадка на одной из самых высоких точек Минска.
  • Музей валунов в Уручье, гуляя по которому, можно изучать географию Беларуси. На территории музея около 2,5 тысячи камней и валунов, в том числе Борисовы камни, валуны-жернова и даже “Дзед”, привезенный с языческого капища.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter