Источник: Знамя юности
Знамя юности

Эксперимент «ЗН»: смогут ли прохожие правильно оказать первую помощь манекену

Помогите Анне

Знакомьтесь: это Анна. Она – самая зацелованная девушка на свете, ведь именно на этом манекене люди со всего мира оттачивают навыки искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Вместе с сотрудницами Красного Креста Оксаной Дуденас и Юлией Книгой «Знаменка» отправилась в минский парк им. М. Горького, чтобы проверить, смогут ли случайные прохожие вернуть к жизни нашу «пострадавшую».


Шесть минут на спасение

Оксана Дуденас и Юлия Книга – сотрудницы Минской городской организации Белорусского общества Красного Креста. Обе ведут бесплатные тренинги по оказанию первой помощи: за прошлый год такое обучение прошли более 500 человек, и это только в Минске.

Чаще всего приходят люди с экстремальным хобби: дайверы, роупджамперы, спелеологи. В последнее время спрос на корпоративные тренинги. Например, недавно к специалистам обратилась строительная компания. У них произошло ЧП: работник упал в тоннель, а коллеги не знали, как помочь до приезда скорой. В результате решили пройти обучение всей фирмой.

На курсах, рассчитанных на 8 – 16 часов, учат перевязывать раны, оказывать первую помощь при обмороке, инфаркте, инсульте. Но сегодня мы решили сосредоточиться на самом главном – непрямом массаже сердца и искусственном дыхании, или, говоря медицинским языком, «сердечно-легочной реанимации». В идеале это должны уметь все, ведь это единственный способ вернуть к жизни человека, у которого остановилось дыхание. Такое нередко случается при утоплении, аварии, ударе током, сердечном приступе.

Оксана Дуденас напоминает, почему так важно все делать вовремя и правильно:

– Через шесть минут в головном мозге начинаются необратимые изменения, поэтому до приезда скорой пострадавшего нужно «качать». Буквально сегодня навещала 19-летнюю пациентку, у которой год назад случилась остановка дыхания – прямо дома, при бабушке. Родственница вызвала скорую, но до приезда врачей помощи не оказывала. В результате девушка лежачая, практически не разговаривает, а ведь была умницей, окончила колледж с красным дипломом. Если бы ей оказали помощь до приезда медиков, возможно, все было бы по-другому…

Я ее боюсь – она как живая

– Представьте: вы гуляете по берегу Свислочи и вдруг видите лежащего на берегу человека. Что с ним произошло, не знаете, сознание отсутствует, дыхания нет. Что будете делать? – спрашивает тренер у нашего первого добровольца, экономиста Любови Кольчук, которая прогуливалась по парку с сыновьями.

К слову, найти добровольца оказалось делом непростым: больше половины прохожих при виде манекена ускоряли шаг, а на наши просьбы привести его в чувство, вежливо отказывались. К сожалению, так нередко бывает и в жизни: человек лежит – а все проходят мимо. 

Любовь становится коленями на брезентовую подложку, которую мы предусмотрительно расстелили на газоне, и расстегивает на «пострадавшей» куртку.

– Все верно, – подбадривает Оксана. – Делать массаж сердца поверх одежды, особенно если это теплая зимняя куртка и толстый свитер, неэффективно.

Под руководством тренера Люба устанавливает основание ладони на нужную точку – на два пальца выше солнечного сплетения:

– На солнечное сплетение нажимать не нужно. Там очень хрупкая косточка, которая может сломаться. Теперь накладываем одну руку поверх другой и начинаем «качать». Темп – два толчка в грудину в секунду. После 30 толчков делаем искусственное дыхание – два глубоких вдоха.

Любовь старательно повторяет, и манекен издает натуралистичный хрип. Cтарший сын Матвей с интересом наблюдает за происходящим, а вот маленький Илья предпочитает держаться подальше.

– Я ее боюсь, – признается он, кивая на Анну. – А она точно не оживет?

На ОБЖ ворон не считают

– В первую очередь нужно проверить пульс! – студентка БНТУ Екатерина Макеенок уверенно склоняется над Анной и пытается нащупать сонную артерию.

  – На самом деле нет, – удивляет нас Оксана. – По современным стандартам пульс искать не нужно. Главный показатель того, что человеку необходима реанимация, – отсутствие дыхания. Как это определить? Прикладываем ухо к носу пострадавшего и замираем на 10 секунд. В этом случае у нас задействованы сразу три органа чувств: взгляд улавливает движение грудной клетки, ухо слышит дыхание, а щека чувствует движение воздуха. Ошибиться практически невозможно.

Первую помощь Катя оказывает правильно – прямо как по буклету.

– В школе участвовала в слетах юных спасателей-по­жарных: там и научилась, – объясняет студентка. – Ну и на уроках ОБЖ не считала ворон, а внимательно слушала преподавателя.

Не жалея колен

Сергей – бывший военный. Реанимацию проводит практически идеально – спасибо Академии МВД за отличную подготовку:

– Искуственное дыхание, извините, делать не буду. Не могу низко наклоняться – болит колено. Но если бы действительно пришлось кого-то спасать, то и колено бы не пощадил!


– Мне приходилось спасать людей дважды, – вспоминает тренер Оксана, которая, как и все настоя­щие герои, о своих поступках рассказывает неохотно. – Один раз «качала» пожилую род­ственницу, а в другой – незнакомую даму, у которой случился сердечный приступ с остановкой дыхания. Это очень тяжело и физически, и морально. Долго потом от этого отходила.

Лучше хоть что-то, чем ничего

– Что ж вы ей под шею ничего не положили? – качает головой пенсионер Леонид Иванович, который вышел на прогулку с сыном и внуками. По нашей просьбе он показывает свой, усложненный вариант реанимации: подкладывает под голову «потерпевшей» свернутую куртку, смотрит, чтобы запавший язык не перекрыл дыхательные пути.

– Все это хорошо, но не обязательно, – замечает Оксана. – Во время тренингов мы стараемся не перегружать учеников лишними нюансами. Ведь если потребуем соблюдать все правила, в случае ЧП они будут бояться выполнить реанимацию неидеально и решат вообще не помогать. Мы руководствуемся принципом: лучше хоть что-то, чем ничего. Понимаю тех, кто не хочет делать незнакомому человеку искусственное дыхание. Чувство брезгливости – это нормально, тем более что у пострадавшего может быть рвота, пена изо рта. В этой ситуации необходимо делать массаж сердца – это увеличит шанс на жизнь до приезда квалифицированной медпомощи.

Руки прочь от сердца

Анастасия Дрозд и братья Темиргаевы, Михаил и Карим, охотно подключаются к эксперименту.

– Анна, держись! Мы сейчас тебя спасем! – подбадривают ребята нашу «пострадавшую».

Михаил наклоняется к манекену и... кладет основание ладони прямо на сердце.

– Нет-нет, – останавливает его Оксана. – Если поставить руку сюда, вы можете сломать ребро, и оно проткнет сердце.

Пару минут тренировок – и все получается правильно.

– Это очень важное умение, – уверен Михаил. – К счастью, мне никого спасать не доводилось, но вдруг придется. Правда, однажды мы с друзьями помогли парню с солнечным ударом: отнесли его в тень, сбегали за водой.

– Молодцы, все правильно сделали, – одобрительно кивает Оксана.

Браво, Артем!

– Добрый день! – здоровается с нами 15-летний школьник Артем Волчек, который пришел забирать младшего брата Пашу с тренировки по хоккею. Тренеры узнают парня. Оказалось, он не первый год участвует в соревнованиях для старшеклассников «Экстремальная ситуация: первая помощь».


Артем «оживляет» Анну как профессионал, попутно комментируя свои действия. Придраться не к чему. Браво!

– Надеюсь, что в экстремальной ситуации я бы не растерялся и оказал помощь правильно. Хотя будет лучше, если эти навыки мне никогда не пригодятся.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter