Политика нового времени
04.12.2001
Бесспорно, главным политическим событием прошлой недели стал саммит глав государств - участников СНГ, приуроченный к 10-летнему юбилею Содружества.
Только неисправимые романтики могли ожидать от этой встречи судьбоносных решений - интеграционные процессы относятся к наиболее сложным в межгосударственном сотрудничестве и протяженным по времени. Прагматичные же наблюдатели в актив саммита занесли то, что участие в нем приняли все 12 лидеров стран Содружества. Очень важно, что, несмотря на обострившиеся двусторонние отношения между некоторыми государствами СНГ, на внутренние проблемы, президенты все же приехали в Москву. Это ли не лучший ответ на все кривотолки?
Даже с "облегченной" повесткой дня саммит не стал торжествами в чистом виде, когда проблемы оставляют "на потом". Как за всех своих коллег ответил Владимир Путин, "не в наших правилах приукрашивать или замалчивать проблемы. Мы видим, что нужно для улучшения нашего партнерства".
Действительно, в рамках двусторонних встреч президенты как никогда активно обсуждали наиболее острые межгосударственные проблемы (прежде всего это российско-грузинские отношения) и угрозы, противостоять которым можно только вместе (международный терроризм, наркобизнес, преступность и нелегальная миграция). Российский Президент весьма точно подметил, что "страны СНГ столкнулись с проблемами терроризма гораздо раньше, чем все остальные. Посему и смогли сработать на опережение, создав Антитеррористический центр и силы быстрого развертывания Содружества, которые уже провели учения в Бишкеке".
Политическим заявлением, принятым на саммите, лидеры Содружества Независимых Государств продемонстрировали и консолидированную позицию в отношении ситуации вокруг Афганистана. Вопрос о создании в рамках Межпарламентской ассамблеи СНГ института парламентских наблюдателей за выборами был инициирован белорусской стороной и единодушно поддержан всеми президентами.
Хотя итоговая пресс-конференция с участием такого большого количества президентов - практически протокольное мероприятие, она тоже натолкнула на интересные выводы. Наблюдатели обратили внимание на то, что ответы российского и грузинского президентов явно вышли за дипломатические рамки. Но обнародованные на пресс-конференции Владимиром Путиным факты о пребывании на грузинской территории чеченских боевиков - вещь упрямая: опытный дипломат и политик г-н Шеварднадзе остаток встречи с журналистами просидел с опущенной головой. Тут, думаю, уместен комментарий: если бы в свое время были использованы те рычаги, что имеются в распоряжении СНГ, внутрироссийский чеченский конфликт не вышел бы на такой "межгосударственный" уровень.
...Один мой коллега в ходе пресс-конференции обратил мое внимание: мол, посмотри, президенты государств Содружества - это два разных поколения. Одно из них явно обращено в прошлое, несмотря на инстинктивные попытки (вроде флирта с ЕС или НАТО) быть современным. А новое поколение политиков совершенно иной формации. Их характеризуют прагматизм, системность мышления и несомненный патриотизм. На мой вопрос, кого же московский коллега считает "новыми", тот ответил: "Несомненно, Александр Лукашенко и Владимир Путин"...
Понятно, что юбилейный саммит стал своего рода мостиком между прошлым Содружества и тем его новым будущим, которое Александр Лукашенко охарактеризовал как движение к "наибольшей степени интеграции, основа которой - экономика". Но не зря говорят, что политика - это концентрированное выражение экономики. Перед странами Содружества уже не один год стоит выбор: как интегрироваться в мировую экономику, поодиночке или единым рынком - свободной зоной торговли СНГ. Понятно, что пока наиболее близкими к единому рынку являются Беларусь и Россия, создающие Союзное государство.
Кстати, накануне рабочего визита Александра Лукашенко в Москву некоторые СМИ настойчиво высказывали предположения прямо противоположного толка: либо на идее Союзного государства будет поставлен крест, либо после встречи президентов мы проснемся если уж не в новом Содружестве, то в новом белорусско-российском союзе... По моей просьбе эти пророчества прокомментировал заместитель главы Администрации Президента Леонид Козик: "Природа всех этих завышенных ожиданий известна - была перенесена дата союзного Совмина, который было решено провести после встречи президентов. На этот вполне оправданный шаг некоторые журналисты начали накручивать свои предположения и догадки, которые далеки от истины". Ну а истина в том, что президенты 28 ноября провели вместе в Кремле около пяти часов.
- Когда пошел второй час беседы с глазу на глаз, - рассказывает Леонид Козик, - стало ясно: президенты настроены на результативную работу. Это стало сигналом и для нас, ожидающих заседания в расширенном составе. Мы тут же стали обсуждать с российскими коллегами те проблемы, которые накопились, и решили многие из тех вопросов, что по полгода не находили разрешения...
Ну а наиболее острыми проблемами были и остаются вопросы тарифного и нетарифного регулирования, проблемы взаимодействия автоперевозчиков. Как рассказал мне накануне московской встречи министр транспорта Михаил Боровой, их ведомство подготовило целый пакет предложений и передало их Президенту. А вот председатель Государственного таможенного комитета Александр Шпилевский непростые вопросы белорусско-российского таможенного взаимодействия решал в Москве лично: "Я уже не первый раз встречаюсь со своим коллегой г-ном Ваниным. У нас нормальные личные и рабочие отношения, что, несомненно, помогает быстрее и точнее решать вопросы государственные, на стражу интересов которых мы, собственно, и поставлены".
Но, как подчеркивал сам Александр Лукашенко, нынешняя рабочая встреча президентов Беларуси и России была только прелюдией к тому большому и конструктивному разговору, который должен состояться в конце декабря в Москве, где пройдет заседание Высшего Госсовета Союзного государства. Тогда же, судя по всему, Александр Лукашенко и Владимир Путин четко сформулируют свое отношение к вопросам, которые, вместо того чтобы быть техническими, находятся пока в плоскости политики: это разрабатываемый проект Конституционного акта и формирование союзного парламента.
Только неисправимые романтики могли ожидать от этой встречи судьбоносных решений - интеграционные процессы относятся к наиболее сложным в межгосударственном сотрудничестве и протяженным по времени. Прагматичные же наблюдатели в актив саммита занесли то, что участие в нем приняли все 12 лидеров стран Содружества. Очень важно, что, несмотря на обострившиеся двусторонние отношения между некоторыми государствами СНГ, на внутренние проблемы, президенты все же приехали в Москву. Это ли не лучший ответ на все кривотолки?
Даже с "облегченной" повесткой дня саммит не стал торжествами в чистом виде, когда проблемы оставляют "на потом". Как за всех своих коллег ответил Владимир Путин, "не в наших правилах приукрашивать или замалчивать проблемы. Мы видим, что нужно для улучшения нашего партнерства".
Действительно, в рамках двусторонних встреч президенты как никогда активно обсуждали наиболее острые межгосударственные проблемы (прежде всего это российско-грузинские отношения) и угрозы, противостоять которым можно только вместе (международный терроризм, наркобизнес, преступность и нелегальная миграция). Российский Президент весьма точно подметил, что "страны СНГ столкнулись с проблемами терроризма гораздо раньше, чем все остальные. Посему и смогли сработать на опережение, создав Антитеррористический центр и силы быстрого развертывания Содружества, которые уже провели учения в Бишкеке".
Политическим заявлением, принятым на саммите, лидеры Содружества Независимых Государств продемонстрировали и консолидированную позицию в отношении ситуации вокруг Афганистана. Вопрос о создании в рамках Межпарламентской ассамблеи СНГ института парламентских наблюдателей за выборами был инициирован белорусской стороной и единодушно поддержан всеми президентами.
Хотя итоговая пресс-конференция с участием такого большого количества президентов - практически протокольное мероприятие, она тоже натолкнула на интересные выводы. Наблюдатели обратили внимание на то, что ответы российского и грузинского президентов явно вышли за дипломатические рамки. Но обнародованные на пресс-конференции Владимиром Путиным факты о пребывании на грузинской территории чеченских боевиков - вещь упрямая: опытный дипломат и политик г-н Шеварднадзе остаток встречи с журналистами просидел с опущенной головой. Тут, думаю, уместен комментарий: если бы в свое время были использованы те рычаги, что имеются в распоряжении СНГ, внутрироссийский чеченский конфликт не вышел бы на такой "межгосударственный" уровень.
...Один мой коллега в ходе пресс-конференции обратил мое внимание: мол, посмотри, президенты государств Содружества - это два разных поколения. Одно из них явно обращено в прошлое, несмотря на инстинктивные попытки (вроде флирта с ЕС или НАТО) быть современным. А новое поколение политиков совершенно иной формации. Их характеризуют прагматизм, системность мышления и несомненный патриотизм. На мой вопрос, кого же московский коллега считает "новыми", тот ответил: "Несомненно, Александр Лукашенко и Владимир Путин"...
Понятно, что юбилейный саммит стал своего рода мостиком между прошлым Содружества и тем его новым будущим, которое Александр Лукашенко охарактеризовал как движение к "наибольшей степени интеграции, основа которой - экономика". Но не зря говорят, что политика - это концентрированное выражение экономики. Перед странами Содружества уже не один год стоит выбор: как интегрироваться в мировую экономику, поодиночке или единым рынком - свободной зоной торговли СНГ. Понятно, что пока наиболее близкими к единому рынку являются Беларусь и Россия, создающие Союзное государство.
Кстати, накануне рабочего визита Александра Лукашенко в Москву некоторые СМИ настойчиво высказывали предположения прямо противоположного толка: либо на идее Союзного государства будет поставлен крест, либо после встречи президентов мы проснемся если уж не в новом Содружестве, то в новом белорусско-российском союзе... По моей просьбе эти пророчества прокомментировал заместитель главы Администрации Президента Леонид Козик: "Природа всех этих завышенных ожиданий известна - была перенесена дата союзного Совмина, который было решено провести после встречи президентов. На этот вполне оправданный шаг некоторые журналисты начали накручивать свои предположения и догадки, которые далеки от истины". Ну а истина в том, что президенты 28 ноября провели вместе в Кремле около пяти часов.
- Когда пошел второй час беседы с глазу на глаз, - рассказывает Леонид Козик, - стало ясно: президенты настроены на результативную работу. Это стало сигналом и для нас, ожидающих заседания в расширенном составе. Мы тут же стали обсуждать с российскими коллегами те проблемы, которые накопились, и решили многие из тех вопросов, что по полгода не находили разрешения...
Ну а наиболее острыми проблемами были и остаются вопросы тарифного и нетарифного регулирования, проблемы взаимодействия автоперевозчиков. Как рассказал мне накануне московской встречи министр транспорта Михаил Боровой, их ведомство подготовило целый пакет предложений и передало их Президенту. А вот председатель Государственного таможенного комитета Александр Шпилевский непростые вопросы белорусско-российского таможенного взаимодействия решал в Москве лично: "Я уже не первый раз встречаюсь со своим коллегой г-ном Ваниным. У нас нормальные личные и рабочие отношения, что, несомненно, помогает быстрее и точнее решать вопросы государственные, на стражу интересов которых мы, собственно, и поставлены".
Но, как подчеркивал сам Александр Лукашенко, нынешняя рабочая встреча президентов Беларуси и России была только прелюдией к тому большому и конструктивному разговору, который должен состояться в конце декабря в Москве, где пройдет заседание Высшего Госсовета Союзного государства. Тогда же, судя по всему, Александр Лукашенко и Владимир Путин четко сформулируют свое отношение к вопросам, которые, вместо того чтобы быть техническими, находятся пока в плоскости политики: это разрабатываемый проект Конституционного акта и формирование союзного парламента.