Левитация с точки зрения науки

Полеты во сне и наяву

Почему людям не суждено парить, как птицам

Считается, что подобным талантом “летать” обладают люди со сверхспособностями. Но физики утверждают: хотя с научной точки зрения в левитации нет ничего необычного, для человека она недоступна. Во всяком случае пока.

фото ucrazy.ru

От Ньютона до Эйнштейна

Из фантастической литературы и кинематографа мы почерпнули сведения о том, что спонтанные полеты героев на небольшие расстояния возможны. Однако в жизни летать без помощи техники мы не умеем. Причин тому несколько. Главное препятствие — законы физики. В частности, гравитация, или всемирное тяготение, открытое еще Исааком Ньютоном (помните хрестоматийную историю с яблоком?). Более подробно гравитационные взаимодействия описываются Общей теорией относительности Эйнштейна, а на современном этапе на стадии разработки находится еще и квантовая теория.

В научной трактовке левитация (от латинского levitas “легкость, легковесность”) — это преодоление гравитации без дополнительных приспособлений, при котором объект свободно парит в пространстве, не касаясь поверхности. Причем процесс, совершаемый за счет отталкивания воздуха (как у птиц, насекомых и рукокрылых) левитацией не считается. Для нее необходимо наличие силы, компенсирующей силу тяжести. Например, разреженная атмосфера.

Как столб давит

Вес человека зависит от силы притяжения планеты. Оказавшись на Солнце, 65-килограммовый землянин “завесит” около 1800 кило, на Юпитере — 153 килограмма. Легко казаться “стройняшкой” на Меркурии и Марсе, где 65 земных килограммов будут чувствоваться как 24,5, а на Плутоне — и вовсе чуть более 4 килограммов. Предположительно, если человек попытается там подпрыгнуть, он взмоет в воздух без усилий. Но это в теории. А как все выглядит на практике, люди смогли понять, только побывав на нашем естественном спутнике (кстати, там вес с 65 килограммов уменьшается до 10,7).

Лунные кузнечики

В 1969 году экипаж “Аполлона-11” высадился на Луне. Когда Нил Армстронг и Эдвин Олдгрин вылезли из спускаемого модуля и легонечко подпрыгнули, то неожиданно взмыли вверх почти на два метра. Причем со спуском возникли сложности. Их все время тянуло в сторону (словно ветром сдувало, хотя на Луне его и в помине нет), а прилунение происходило, как в замедленной съемке. И только благодаря тому, что Нил и Эдвин — мужчины, достаточно развитые физически, им удалось сохранить равновесие, не зависнув при этом вниз головой. Ученые пришли к выводу, что дело не только в малой силе притяжения, но еще и в очень разреженной атмосфере Луны, которая в десять триллионов раз менее плотная, чем земная. Получается, именно Луна и есть то самое (пока единственное) место, где левитация для нас возможна?

Легенды интригуют

Одна из любопытных теорий говорит о том, что нашим далеким предкам были известны секреты перемещения по воздуху. Изображения, напоминающие современные летательные аппараты, украшают фриз над входом в храм египетского фараона Сети I в Абидосе. Но во время обнаружения картинки в 1848 году ученые понятия не имели, что это. Ведь простейшая модель самолета братьев Райт, совершившая устойчивый горизонтальный полет, появилась только в 1903 году. И если уж такие чудеса имеют место, почему бы не поверить, что древние люди (например, жители мифической Лемурии) умели левитировать? Кстати, это довольно распространенная теория среди эзотериков.

Знания о том, “как это работает”, якобы хранятся до поры до времени в тайных отделах нашего мозга. Действительно, любому хоть раз да снилось, что он свободно перемещается по воздуху. Говорят, что таким образом нам посылает сигналы генетическая память. Но ученые сомневаются. Помимо прочего, атмосфера на планете сформировалась задолго до появления людей, а тем более Homo sapiens — человека разумного. И ее плотность никак не позволяет нам просто “с вертикальным взлетом” воспарять в воздух — законы физики одинаковы, что сейчас, что миллионы лет назад.

Внимание, акустик!

С развитием науки выяснилось, что источниками сил, компенсирующих силу притяжения, могут быть струи газа, лазерные лучи, магнитное поле (так называемый эффект Мейснера). Кстати, именно последним ученые склонны объяснять некоторые легендарные случаи. Например, по преданию, гроб с телом пророка Магомета висел в пространстве без всякой поддержки. Если не касаться религиозного аспекта, по мнению ученых, это является свидетельством наличия мощных магнитов, отталкиваемых сверхпроводником (возможно, сильно охлажденной керамической плитой). По крайней мере, лабораторный опыт, когда небольшой магнит левитирует над замороженной жидким азотом поверхностью, подтвердил эту версию и сейчас известен как “Гроб Магомета”.

Относительно новое направление — акустическая левитация (устойчивое положение объекта в стоячей акустической волне). Недавно физики из Бристольского университета создали новый тип устройства (так называемую акустическую ловушку) с использованием комбинации двух звуковых вихрей. Ранее это работало только для частиц размером в несколько миллиметров. Сейчас же исследователи смогли удержать полистироловый шарик размером 1,6 сантиметра и даже заставить его вращаться с заданной скоростью. Статья с описанием разработки опубликована в журнале Physical Review Letters. Ученые уверены, что акустическая левитация имеет хорошие перспективы. Например, в медицине с ее помощью можно удалять камни из почек или транспортировать лекарства внутри тела. Наука стремительно развивается, и все это — уже технологии недалекого будущего. Однако о левитации человека речи даже в перспективе не идет. Как говорил Максим Горький: “Рожденный ползать — летать не может!” Хотя зачем наперед загадывать...

КОМПЕТЕНТНО

Юрий Курочкин, заведующий центром “Теоретическая физика”
Института физики имени Б.И. Степанова НАН доктор физико-математических наук:

— В левитации как физическом явлении нет ничего удивительного. Однако замечу: чтобы заставить парить какой-то условный объект, нужно создать определенные условия. Например, используя сверхпроводимость (свойство некоторых материалов обладать строго нулевым электрическим сопротивлением при достижении ими температуры ниже определенного значения), можно заставить магнит висеть в воздухе.

Но в том, что касается спонтанных полетов человека (то есть ты вдруг взял и воспарил без помощи каких-то устройств), есть вполне обоснованные сомнения. Конечно, налицо разные взгляды на этот вопрос, в частности, у мистиков. Существуют также пока сложно объяснимые явления, связанные с различными восточными практиками, например, йогой. Но мне как физику и человеку с материалистической позицией не верится в подобные чудеса без научного обоснования. Сами по себе люди могут летать разве что во сне. Но это никак нельзя назвать серьезным экспериментом, который что-то доказывает.

ЛЮБОПЫТНО

В середине XIX века в высшем обществе были очень популярны медиумы. Больше всех прославился шотландец Дэниел Хьюм. В числе его почитателей были Наполеон III, Александр II, кайзер Вильгельм I и Артур Конан Дойл. “Коронным номером” Хьюма была левитация. Он поднимался в воздух в помещении на высоту нескольких метров, а однажды даже умудрился вылететь в окно и залететь обратно. Причем Хьюм, приглашавший на свои сеансы независимых наблюдателей (в их числе были известные физики Оливер Лодж, Уильям Крукс и Уильям Баррет), ни разу не был уличен в мошенничестве. Вопрос, как ему удавалось левитировать, остался открытым.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.