Полет бензопилы и фантазии
27.08.2005
Во дворе светлогорского Кулибина — необычные тракторы и машины
Из далекого детства помнится, как по Светлогорску ездил этот чудо– автомобиль василькового цвета. Истинный восторг он вызывал не только у шумной детворы, но и у взрослых. Ведь это был не привычный «жигуленок» или знакомый всем «Москвич». Это был автомобиль новой, доселе не виданной формы, неизвестной марки и непонятно в какой стране произведенный. По форме авто было похоже на нынешний микроавтобус. А скорее даже — на минивэн, вот только тарахтение низкооборотистого «запорожского» движка предательски раскрывало легкость конструкции. А некоторое, едва заметное несовершенство формы вызывало сомнения в импортном происхождении. Помню, встретив в очередной раз проезжающую по дороге диковинку, кто–то из моих старших товарищей объявил: «Да она самодельная!» Кто бы мог подумать, что много лет спустя я снова увижу этот автомобиль. И даже познакомлюсь с его изобретателем.
Уроженец деревни Мольчи, Миша Паркалов в 10–летнем возрасте попал в детский концлагерь, где вопреки холоду, голоду и болезням выжил. Детства у подростка, как и у большинства его сверстников, практически не было. После перенесенного озаричского ужаса, после всех военных бед на плечах мальчугана оказались хозяйство, дом.
Возможно, это обстоятельство неким образом повлияло на тягу к усовершенствованию и изобретательству, но, глядя на изготовленную руками Паркалова технику, понимаешь, что без врожденного таланта тут явно не обошлось. Первое серьезное изобретение Михаила — ветряк. Установив его над крышей сарая, мальчишка обеспечил электрическим светом дом. А еще через какое–то время приспособил под сенокосилку мотоцикл.
В те послевоенные годы об официальном признании, регистрации технических разработок самородка из Мольчи и речи не было. А спустя годы, по словам уже профессионального механика и техника–электрика Михаила Паркалова, на оформление бумаг жалко было время тратить. Гораздо приятнее работать и творить. Хотя некоторые изобретения нашего земляка заслуживают признания не только в Беларуси, но и во всем мире.
Для этого стоит заглянуть во двор дома изобретателя в деревне Чирковичи. Несколько тракторов, кран и отслужившая свой срок та самая самодельная машина из далеких 70–х... А имя у автомобиля, как выяснилось, наше родное — «Алеся».
Зайдя во двор с красивым и необычным двухэтажным домом, кстати, также спроектированным и построенным изобретателем, я словно завороженный подхожу к василькового цвета машине. Теперь она уже на колодках. Сидений нет, салон самодельного автомобиля забит дровами, из подфарников грустно свисают провода электропроводки.
— Вот она, моя «Алеся». 23 года на ней отъездил, — рассказывает изобретатель. — Теперь — «пенсионерка», отдыхает. Машину собирал самолично, каркас гнул вручную. Лобовые стекла — автобусные, двигатель снял с «Запорожца». Кстати, двигатель, который потом еще перебирал не раз, служит теперь — в одном из моих тракторов.
— В одном из?.. — искренне удивляюсь я. — У вас их несколько?
— Всего четыре, и все сам сделал, — спокойно отвечает Михаил Антонович.
Паркалов, к моему удивлению, показывает парк действующих тракторов. У них, в отличие от автомобиля, нет имен, но все абсолютно разные по техническому исполнению. Они небольшие: самый маленький размером с мотороллер. Другой особенностью этих тракторов является маневренность. Ее и демонстрирует мне изобретатель (с помощью одного рывка магнето заводит «железного коня») и без труда вспахивает заросшую травой целину. Маневренности ради в тракторе предусмотрены только один ведущий мост и одно колесо. Оно располагается сзади на специальной изламывающейся конструкции. А та, в свою очередь, выполняет опорную и поддерживающую функции. Вес, необходимый для давления на крепящийся на конструкции плуг, создается самим водителем.
Михаил Антонович вспоминает, что еще в начале 90–х годов посылал свое изобретение в журнал «Техника — молодежи». Но публиковать разработку светлогорского автора не стали. Почему–то причиной отказа назвали... развал Советского Союза. Больше Паркалов ни чьи пороги в стремлении добиться признания не обивает — экономит время для новых изобретений. Словно в доказательство этого, Михаил Антонович выгоняет из гаража одну из своих новинок. Внешне конструкция напоминает своеобразный гибрид трактора, мотоблока и небольшого грузовичка.
— Когда собирал эту машину, думал о том, что можно будет использовать для поездок на рынок. Грузоподъемность–то — до 700 килограммов, — говорит он.
На автогибриде установлен двигатель от... бензопилы. «Нужно что–то попилить, снимаю движок и ставлю на пилу», — говорит Михаил Антонович. Мне остается только удивляться. Думаю, что в хозяйстве Паркалова двигатель от бензопилы и самолету службу сослужил бы. Но у моего знакомого Кулибина направление изобретательской и конструкторской мысли движется в основном в сторону сельскохозяйственной техники.
Машину можно использовать для работ в поле, в частности для окучивания растений. Расход топлива всего около 3 литров в час. Сейчас в планах Паркалова создание агрегатов для посадки и уборки картофеля. Что, какие и откуда узлы и механизмы приспособит мастер под новинки, пока не известно.
«Что хотелось бы возродить — так это интерес молодежи к технике, — говорит 71–летний сельский конструктор. — Пожалуйста, приходите, приезжайте, я обо всем с удовольствием расскажу. Для детишек могу прямо дома у себя технический кружок организовать...»
Из далекого детства помнится, как по Светлогорску ездил этот чудо– автомобиль василькового цвета. Истинный восторг он вызывал не только у шумной детворы, но и у взрослых. Ведь это был не привычный «жигуленок» или знакомый всем «Москвич». Это был автомобиль новой, доселе не виданной формы, неизвестной марки и непонятно в какой стране произведенный. По форме авто было похоже на нынешний микроавтобус. А скорее даже — на минивэн, вот только тарахтение низкооборотистого «запорожского» движка предательски раскрывало легкость конструкции. А некоторое, едва заметное несовершенство формы вызывало сомнения в импортном происхождении. Помню, встретив в очередной раз проезжающую по дороге диковинку, кто–то из моих старших товарищей объявил: «Да она самодельная!» Кто бы мог подумать, что много лет спустя я снова увижу этот автомобиль. И даже познакомлюсь с его изобретателем.
Уроженец деревни Мольчи, Миша Паркалов в 10–летнем возрасте попал в детский концлагерь, где вопреки холоду, голоду и болезням выжил. Детства у подростка, как и у большинства его сверстников, практически не было. После перенесенного озаричского ужаса, после всех военных бед на плечах мальчугана оказались хозяйство, дом.
Возможно, это обстоятельство неким образом повлияло на тягу к усовершенствованию и изобретательству, но, глядя на изготовленную руками Паркалова технику, понимаешь, что без врожденного таланта тут явно не обошлось. Первое серьезное изобретение Михаила — ветряк. Установив его над крышей сарая, мальчишка обеспечил электрическим светом дом. А еще через какое–то время приспособил под сенокосилку мотоцикл.
В те послевоенные годы об официальном признании, регистрации технических разработок самородка из Мольчи и речи не было. А спустя годы, по словам уже профессионального механика и техника–электрика Михаила Паркалова, на оформление бумаг жалко было время тратить. Гораздо приятнее работать и творить. Хотя некоторые изобретения нашего земляка заслуживают признания не только в Беларуси, но и во всем мире.
Для этого стоит заглянуть во двор дома изобретателя в деревне Чирковичи. Несколько тракторов, кран и отслужившая свой срок та самая самодельная машина из далеких 70–х... А имя у автомобиля, как выяснилось, наше родное — «Алеся».
Зайдя во двор с красивым и необычным двухэтажным домом, кстати, также спроектированным и построенным изобретателем, я словно завороженный подхожу к василькового цвета машине. Теперь она уже на колодках. Сидений нет, салон самодельного автомобиля забит дровами, из подфарников грустно свисают провода электропроводки.
— Вот она, моя «Алеся». 23 года на ней отъездил, — рассказывает изобретатель. — Теперь — «пенсионерка», отдыхает. Машину собирал самолично, каркас гнул вручную. Лобовые стекла — автобусные, двигатель снял с «Запорожца». Кстати, двигатель, который потом еще перебирал не раз, служит теперь — в одном из моих тракторов.
— В одном из?.. — искренне удивляюсь я. — У вас их несколько?
— Всего четыре, и все сам сделал, — спокойно отвечает Михаил Антонович.
Паркалов, к моему удивлению, показывает парк действующих тракторов. У них, в отличие от автомобиля, нет имен, но все абсолютно разные по техническому исполнению. Они небольшие: самый маленький размером с мотороллер. Другой особенностью этих тракторов является маневренность. Ее и демонстрирует мне изобретатель (с помощью одного рывка магнето заводит «железного коня») и без труда вспахивает заросшую травой целину. Маневренности ради в тракторе предусмотрены только один ведущий мост и одно колесо. Оно располагается сзади на специальной изламывающейся конструкции. А та, в свою очередь, выполняет опорную и поддерживающую функции. Вес, необходимый для давления на крепящийся на конструкции плуг, создается самим водителем.
Михаил Антонович вспоминает, что еще в начале 90–х годов посылал свое изобретение в журнал «Техника — молодежи». Но публиковать разработку светлогорского автора не стали. Почему–то причиной отказа назвали... развал Советского Союза. Больше Паркалов ни чьи пороги в стремлении добиться признания не обивает — экономит время для новых изобретений. Словно в доказательство этого, Михаил Антонович выгоняет из гаража одну из своих новинок. Внешне конструкция напоминает своеобразный гибрид трактора, мотоблока и небольшого грузовичка.
— Когда собирал эту машину, думал о том, что можно будет использовать для поездок на рынок. Грузоподъемность–то — до 700 килограммов, — говорит он.
На автогибриде установлен двигатель от... бензопилы. «Нужно что–то попилить, снимаю движок и ставлю на пилу», — говорит Михаил Антонович. Мне остается только удивляться. Думаю, что в хозяйстве Паркалова двигатель от бензопилы и самолету службу сослужил бы. Но у моего знакомого Кулибина направление изобретательской и конструкторской мысли движется в основном в сторону сельскохозяйственной техники.
Машину можно использовать для работ в поле, в частности для окучивания растений. Расход топлива всего около 3 литров в час. Сейчас в планах Паркалова создание агрегатов для посадки и уборки картофеля. Что, какие и откуда узлы и механизмы приспособит мастер под новинки, пока не известно.
«Что хотелось бы возродить — так это интерес молодежи к технике, — говорит 71–летний сельский конструктор. — Пожалуйста, приходите, приезжайте, я обо всем с удовольствием расскажу. Для детишек могу прямо дома у себя технический кружок организовать...»