Полесская «Амазония»
17.03.2009
До начала массовой мелиорации Полесье выглядело совершенно не так, как сегодня. За последние полвека ландшафт изменился неузнаваемо, и современному белорусу просто трудно представить себе совсем еще недавнюю по историческим меркам картину Белорусского Полесья.
Известный географ Аркадий Cмолич так описывал Полесье: «Бесконечные болотные пустыни, поросшие то мелкой лозой, то высоким камышом, тянутся десятками верст; их прерывают вековые боры, повыраставшие на песчаных холмах, островах, раскиданных среди болота. На этих же островах построены редкие деревни полешуков и находится их пашенное поле. От деревень через болота тянутся гати, замощенные хворостом и бревнами... А по ним идет полесская дорога — иногда на несколько верст. У хозяина поле иногда бывает на нескольких островах, которые лежат далеко от деревни в болотной и лесной глуши. Чтобы добраться до них, приходится идти по кладкам, вымощенным через болото». А вот как выглядела в 1882 году по описанию «Живописной России» «магистральная» дорога Гомель — Брест: «...дорога от местечка Петриков в Мозырском уезде, проведенная параллельно течению Припяти до станции Лыщи Пинского уезда, составляет 218 верст. На ней 48 мостов и 83 гати. Мосты занимают 529 сажен, гати — 14.406 сажен. Каждая весна, каждая осень изуродует эти мосты и гати до такой степени, что нередко даже почтовое сообщение совершенно пресекается».
Гати — один из самых древних типов дорожного покрытия, известный человеку еще в каменном веке. В раскопках в торфяном болоте около английского Гластонбери нашли гать, проложенную около 6 тысяч лет назад! В кислых анаэробных почвах при благоприятных климатических условиях и искусном строительстве гать может надежно прослужить многие десятилетия. Например, в 1943 году участок Аляскинского шоссе в Юконе был построен в виде гати, засыпанной гравием, впоследствии его покрыли слоем асфальта. Кстати, гать служит еще и образцом бережного отношения к природе — ведь болото по сторонам гати не требуется осушать, как при прокладке современных дорог.
Мне кажется, дело нашей национальной чести воссоздать — в Припятском ли заповеднике или в Кудричах под Пинском, которые считаются одним из наиболее сохранившихся полесских «островов», — несколько знаковых участков характерного полесского пространства (ну разве что более ухоженных, опрятных, упорядоченных, чем те, давние, настоящие). И дать представление современному туристу о типичном образе жизни полешуков. Надо, чтобы изрядная часть дороги — быть может, не один километр — пролегала по настоящей бревенчатой гребле. И чтобы по аккуратным кладкам можно было пройти к другим островам «архипелага»: к рыбацким куреням, к пристани с традиционными челнами–однодревками... И тогда узнать, почувствовать всю первозданность и неповторимость бескрайней полесской «Амазонии».