Покупая утюг, не будьте «чайником»
13.01.2007
Как не попасться на удочку нелегальных торговцев
Сегодня, наряду с общественной, активно и успешно работает государственная система защиты потребителей. Здесь на страже наших прав и интересов стоят опытные юристы. Кроме того, услуги таких организаций по-прежнему бесплатны, да и нарушитель законодательства лишний раз подумает, прежде чем спорить с решением госструктуры. Поэтому в этой подборке на ваши вопросы отвечает начальник отдела защиты прав потребителей и контроля за рекламой управления предпринимательства комитета экономики Мингорисполкома Игорь ДУДАРЕВ.
— Купил через Интернет-магазин утюг. Но он уже два раза ломался. Что делать?
Леонид Живкин, Витебская область
— По Закону Республики Беларусь «О защите прав потребителей» некачественная сложная бытовая техника может быть заменена или за нее возвращены деньги в том случае, если сервисный центр даст заключение о том, что в предъявленном для ремонта утюге имеет место производственный брак или его ремонт нецелесообразен по своей стоимости. Кроме того, потребитель вправе обратиться к продавцу с требованием о проведении независимой экспертизы за счет продавца, так как товар находится на гарантии. Следует иметь в виду, что если экспертиза будет не в пользу потребителя, то он должен ее оплатить. Если продавца трудно найти, надо узнать, какой провайдер содержит этот Интернет-сайт, а через него – «неуловимого» предпринимателя. Правда, утюг вам придется доставлять в магазин самим, так как продавец или изготовитель забирает самостоятельно товар весом свыше 5 килограммов.
— Хочу через Интернет-магазин купить дорогостоящую видеокамеру. Какие мне должны выдать документы при покупке?
Светлана Гиреева, г. Новополоцк
— Если вам изначально не выдают кассовый или товарный чек, правильно не заполняют гарантийный талон, а дают простой клочок бумаги с именем продавца и номером его мобильного телефона, то лучше воздержаться от покупки. Права потребителя здесь никак не защищены, и у вас могут быть впоследствии неприятности.
— Приобрела билеты в театр у распространителя. Через пару дней решила сдать их в кассу театра, но там билеты не приняли, а посоветовали найти продавца.
Ольга Эвина, г. Гомель
— По действующему законодательству стоимость билета на зрелищное мероприятие может быть возвращена только в том случае, если мероприятие срывается по вине организаторов. У кого был приобретен билет, значения не имеет.
— Делая по настоянию пациентки небольшую пластическую операцию, я предупреждал ее письменно о нецелесообразности этого и о возможных последствиях. Женщину результат операции не удовлетворил, и она публично называет меня шарлатаном. Куда пожаловаться?
Пластический хирург Леонид, г. Минск
— Только в суд или экспертно-врачебную комиссию. Лучше, конечно, было бы отказаться от вмешательства. Ведь сфера косметической хирургии всегда связана с определенным риском не только для красоты, но и для здоровья. Но если вы клиентку предупреждали об этом письменно или при свидетелях и если после вашего официального предупреждения она не угомонится – смело готовьте иск о защите чести и достоинства или деловой репутации врача. Оценить качество вашей работы может только специалист или профессионал в этом деле, но не простой потребитель. За распространение таких ложных сведений можно понести наказание. Требуйте в пределах разумного возмещения материального и морального вреда.
— Есть ли положительные примеры судебных исков потребителей к перевозчику?
Григорий Левин, г. Минск
— Такие дела крайне редки, так как граждане не знают своих законных прав на оказание качественных пассажирских услуг. Но побороться стоит. Как это сделал один минчанин, — простудившись в общественном транспорте, подал иск в суд Центрального района о возмещении морального вреда на 800 тысяч рублей. Как сказали в общественном объединении «Защита потребителя», юристы которого защищали истца, иск хотя и был уменьшен почти в три раза, но все равно удовлетворен. А это уже не только победа, но и хороший прецедент.
— Как магазин может гарантировать, что продукция качественная, тем более импортная?
Андрей Виков, Минская область
— На этот счет достаточно принято государственных нормативных актов. Так, согласно приказу Министерства торговли Беларуси «О контроле качества реализуемых товаров», получать и продавать продукцию торговые точки должны только при обязательном наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность, а также при достоверной информации о товаре с указанием сроков годности или службы, если они обязательны. В полном объеме проводится проверка продукции иностранного производства как в оптовой, так и в розничной продаже при получении, приемке и подготовке к реализации.
-------------------------------
Случай из практики
В конце прошлого года решением суда Советского района г. Минска взыскано с индивидуального предпринимателя в пользу истца 1 миллион 875 тысяч рублей за некачественно изготовленную на заказ кухню. А вот городской суд Партизанского района в прошлом году заключил между спорящими сторонами мировое соглашение, по которому ответчик должен выплатить пострадавшей стороне 2 миллиона 708 тысяч рублей за неудовлетворительное изготовление мебельной секции. Отвечают по закону и строители-халтурщики. 1 миллион 90 тысяч 500 рублей заплатил ответчик по решению суда Ленинского района за допущенный брак в ремонте ванной комнаты.
* * *
Мы по-прежнему ждем вопросов от участников рынка, которые находятся, так сказать, по обе стороны прилавка. Звоните и задавайте вопросы по телефону в «Р» 287-17-66. А ответы читайте в следующих номерах газеты.
--------------------------------
Справка «Р»
За 11 месяцев прошлого года в отдел защиты прав потребителей и контроля за рекламой управления предпринимательства комитета экономики Мингорисполкома обратились 454 гражданина с претензиями в основном на торговлю, из них более 150 — устно. В суды подано 23 иска, 6 находится в процессе рассмотрения, 16 решений вынесено в пользу потребителей, одному отказано. Больше всего обращений в суды — по качеству бытовых услуг. Всего по всем обращениям и искам положительно разрешено в пользу покупателей 97 процентов.