Покорившая Париж
12.01.2011
В выставке «Прогулки по Парижу» есть еще одна необычность — молодость автора. Ирина Котова родилась в Минске в 1976 году. У меня появилось даже подозрение, что она самая молодая среди тех, кому посчастливилось персонально выставляться в Национальном художественном музее. Это особенно бросается в глаза, если сопоставить выставку Ирины Котовой с недавней выставкой знаменитого парижанина и тоже уроженца Беларуси Бориса Заборова. Признанный во всем мире мэтр, а вслед за ним — вроде бы начинающий автор.
Мать
Когда в 1990–е годы я работал в Национальном научно–просветительном центре имени Франциска Скорины, в наш коллектив из академической организации общества «Знание» пришла Маргарита Котова. И вот, помнится, Маргарита Ивановна как–то заговорила, что ее дочь не только выполняет курсовые работы на художественном факультете Белорусской государственной академии искусств, но и готовит научное исследование «Белорусские художники во Франции от XIX века до наших дней». Спустя некоторое время Ирина отбыла в свою первую поездку в Париж, пока временную, короткую, но, как потом оказалось, весьма плодотворную на впечатления, контакты.
Когда Маргарита Ивановна ушла на пенсию, она занялась художественным творчеством. Ее основным «орудием труда» явились ножницы, а материалом — лоскутки разноцветных тканей. И каково же было мое удивление, когда мне из Дома дружбы вдруг позвонила Нина Семеновна Иванова и пригласила на выставку. Но на какую — не сказала, заинтриговала только, что это будет для меня сюрпризом. Так я попал на первую выставку картин Маргариты Котовой, созданных в технике лоскутной аппликации. Вслед за первым успехом пришли следующие. Маргариту Ивановну пригласили принять участие в изготовлении знаменитого Полоцкого оберега. Ее изображение стало эмблемой фестиваля «Здравневская палитра», проходившего в усадьбе Ильи Репина под Витебском. Художница становится членом Союза народных мастеров. Знаменательным событием для Маргариты Ивановны стало участие в ежегодном Международном художественном салоне в Сартрувиле во Франции. Произведения народной мастерицы начали приобретать собиратели в Беларуси и за рубежом.
А Ирина Котова в 2002 году, после успешного окончания Белорусской академии искусств, также вступила в Белорусский союз художников. Ее полотна на библейскую тематику, дипломная работа «Путь, которым ты идешь», посвященная крестному пути Христа, вызвали интерес среди православного духовенства Франции. В 2003 году художница становится студенткой Свято–Сергиевского православного теологического института (Saint–Serge) в Париже.
Дочь
Ранней весной 2005 года Маргарита Ивановна узнала, что я лечу в Париж на конференцию ЮНЕСКО, и попросила передать Ирине пакет с гостинцами. Тогдашний посол Беларуси во Франции Виктор Адамович Ших любезно предложил мне остаться в Париже еще на три дня для архивных поисков.
Однажды я сказал Виктору Адамовичу, что в фондах музея Адама Мицкевича и Польского института в Париже нашел несколько писем художника и композитора Наполеона Орды, а на их конвертах — парижский адрес нашего земляка. От Наполеона Орды разговор перешел к Валентию Ваньковичу, который также жил в Париже, и ко всем многочисленным уроженцам Беларуси с Марком Шагалом и Хаимом Сутиным во главе. Наконец заговорили об Ольге Демкиной, знаменитой белорусской гобеленщице, живущей в Лионе. И тут я вспомнил про Ирину Котову.
— Обязательно схожу на улицу Людовика Великого, чтобы зарисовать дом, где жил Наполеон Орда, — сказала на прощание Ирина.
Следующая наша встреча, уже с участием Маргариты Котовой, состоялась через пять с лишним лет — в середине декабря 2010 года. И персональная выставка Ирины Котовой, о которой шла речь в начале статьи, уже успела получить первые отклики в печати.
— Скажите, до Минска персональные выставки у вас уже были?
— Конечно. В Минске — третья. Первая состоялась в США, в городе Чарльстон, штат Южная Каролина, в 2005 году. Вторая через два года в Париже — в том самом помещении белорусского посольства, где мы когда–то разговаривали. Пришло много друзей, в том числе Борис Заборов.
— Пожалуй, это защита моей магистерской диссертации в одном из научно–исследовательских институтов Сорбонны. Тему я выбрала довольно сложную: «Византийская традиция иконографии Воскресения в интерпретации древнерусских иконописцев ХIII — XIV веков». Здесь, как мне кажется, удалось объединить исследовательский опыт, приобретенный в Минске, в академии искусств, и почерпнутый во время учебы в теологическом институте в Париже. Благодаря этому я уже смогла 26 ноября 2010 года выступить в Вестминстерском аббатстве на презентации первого англоязычного варианта книги «Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.Мотовиловым». Иллюстрации к этому изданию я выполнила по заказу Кембриджского университета.
— Теперь несколько слов об альбоме «Воображаемый Париж». Мне он понравился. В ваших пейзажах чувствуется индивидуальность, сформировавшаяся под влиянием и французских импрессионистов, и белорусских реалистов. Кого среди них вы прежде всего назвали бы своим учителем?
— Конечно, моего академического наставника профессора Владимира Савича. Под его руководством я делала дипломную работу, которая, как потом оказалось, вывела меня в люди.
— А еще в вашем альбоме мне показались очень кстати лирические размышления о вашем творчестве Кристофа Левалуа. Кто он?
— Французский писатель. Православный священник. Один из руководителей православного сайта в Париже.
— На ваших картинах впечатляет буйство зелени — реальной и одновременно условной, рожденной воображением, а также цветное разнообразие крыш. Как это вам удается? Ведь вертолета у вас определенно нет.
— Здесь помог посол Франции в Беларуси господин Мишель Ренери. Он выхлопотал мне разрешение подниматься на крыши, даже на крышу министерства иностранных дел, и изображать (смеется) город оттуда.
— В прошлый раз мы говорили о доме, где жил Наполеон Орда...
— Там я уже побывала, зарисовки сделаю...
— Но ведь остаются еще поэт Аполлинер из рода Костровицких, остаются Мицкевич и Домейко, Немцевич и Ходька, Валерий Врублевский... А Монмартр и Монпарнас, а знаменитый «Улей», где нашли пристанище добрых полтора десятка талантов европейского и мирового уровня родом из Беларуси? Опять же ушедшие уже от нас белорусские художники Жолнерович, Наумович, Шиманец? Это тоже наша история. Наконец, был чудесный французский поэт, посол Литвы в Париже Оскар Милош. Но родом–то он из Череи на Витебщине, обрабатывал–то он белорусские легенды... Дипломат и писатель Владимир Счастный подготовил скрупулезный справочник для белорусских туристов под названием «Париж». Почему бы одно из его изданий не проиллюстрировать вашими пейзажами?
— Ого–го! Вы набросали мне целый план на ближайшие годы... Что ж, буду склонять свою музу на служение родным реалиям.
— Один из белорусских поэтов, пришедших на открытие вашей выставки, утверждал, что он «утомлен Парижем». Другой писатель, польский, но связанный с Минском, объявил себя «жгущим Париж». А каково ваше отношение к городу на Сене?
— Оно выражено в названии моего альбома: «Уяўны Парыж — Paris imaginaire — Воображаемый Париж». Под таким названием белорусское телевидение сняло и документальный фильм. Можно еще дать определение — «очарованная Парижем».
— А «покорившая Париж»?
— Увидим — все впереди!
Компетентное мнение
Владимир Счастный, председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО:
— Произведения Ирины Котовой свидетельствуют, что их автор успешно усвоила традиции парижской школы, в которую входило более 10 наших соотечественников, органически сочетает их с традициями белорусской живописи. Существенно, что выставка, действующая теперь в Минске, явилась результатом «встречного движения» двух посольств, двух стран.