Минск
+4 oC
USD: 2.24
EUR: 2.43

Большой театр Беларуси начинает сезон с премьеры — оперы «Князь Игорь»

Поход князя Игоря в народ

C «ПОЛОВЕЦКИМИ плясками» и российской примой в роли Ярославны. 15 сентября свой 87-й по счету сезон Большой театр оперы и балета Беларуси откроет главным музыкальным творением Александра Бородина. Впрочем, назвать оперу «Князь Игорь» шедевром исключительно бородинским было бы не совсем корректно. Только благодаря усилиям композиторов Николая Римского-Корсакова и Александра Глазунова, превративших после внезапной смерти Бородина его эскиз в законченное произведение, появилась опера, которая уже 130 лет с успехом идет на сценах ведущих театров мира. Большой театр Беларуси — не исключение. 

А вот кто из артистов выйдет воскресным вечером 15 сентября в главной роли, пока неизвестно.

Нынешняя постановка станет шестым обращением театра к знаменитой партитуре Бородина. В творческой биографии дирижера-постановщика Александра Анисимова различных режиссерских прочтений оперы не меньше: 

— «Князь Игорь» живет со мной много лет: в разных странах, городах, театрах. Любовь к этому произведению зародилась еще в студенческие годы. Это во многом хоровая партитура, а поскольку я учился как хоровик (окончил Ленинградскую консерваторию в классе знаменитого профессора Кудрявцевой), то моя привязанность к ней закономерна. Юношеская преданность сохранилась на всю жизнь. В разные годы я дирижировал в десятках различных постановок. Помню, например, спектакль, который поставила в Сан-Франциско Франческа Дзамбелло. Тогда впервые в моей истории исполнений «Князя Игоря» режиссером было предложено сделать печальный, даже трагический финал. Надо сказать, что этот финал перекочевал потом в другие постановки и неоднократно стал повторяться. Даже спектакль, который мы с Юрием Александровым ставили здесь, в белорусском Большом, так заканчивался. Исключение в этом списке моих работ составляет версия театра Самары, где тот же Юрий Александров сделал финал очень оптимистичным. Более того, Александров заставил в финале побрататься главных противников!

Новая версия «Князя Игоря» будет принципиально отличаться от всех предыдущих. Маэстро Анисимов не скрывает: это решение во многом продиктовано знакомством с Анной Булычевой — российским музыковедом, которая плотно работает с наследием Александ­ра Бородина. 

— Она подарила мне изданный ею клавир. Это совершенно новый текст. Конечно, основанный на том, который уже существует, но включающий и материалы, нигде ранее не звучавшие. Уверен: обновленная партитура просто обязана за­интересовать не только пуб­лику, но и профессионалов. Ведь музыкальный материал оперы (в особенности тех ее фрагментов, которые были отредактированы или дописаны Римским-Корсаковым и Глазуновым) подвергся значительной переработке, пополнился новыми страницами, ранее в оперу не включавшимися. 


У режиссера-постановщика Галины Галковской — свое видение премьерной новинки. Цели приблизить сюжет оперы к литературной канве — «Слову о полку Игореве» — она не ставит. Перечитывать памятник древнерусской литературы перед походом в театр режиссер также не советует: умный зритель, мол, и так все поймет. 

— Наша опера будет светлой. Но не значит, что она будет легко восприниматься. Это означает лишь то, что мы никогда не позволим себе лишить зрителя надежды. Надежды на то, что в жизни всегда побеждают любовь и благородство.

Детали постановки Галина Галковская не раскрывает. Но обещает одно: князь Игорь не будет представлен в ней неудачником:

— В последних концепциях его нередко выставляют как лузера, причем дважды: и битву проиграл, и мира с половцами не добился. И в том, как это преподносится, князь Игорь до сих пор несет на себе крест неудачника. Каждый человек имеет право на ошибку, но человек, который искупает эту ошибку, не может быть не понятым. В режиссерских версиях последних двух десятилетий акцент сделан на неудачный поход, в котором Игорь потерял дружину и попал в плен. Но режиссеры при этом забывают уточнить, что когда он вернулся в Путивль и собрал новое ополчение, он все-таки разбил половцев! Часто из поля творческого зрения постановщиков выпадают и удивительные свойства его души: благородство, сила духа, достоинство, с которым он превозмог неудачи. 

Что касается роли Ярославны, то сейчас эту партию репетируют сразу 5 актрис. В их числе и российская прима Ирина Крикунова. Певица — давний друг Минска и Большого театра, последний раз выступала на этой сцене в качестве приглашенной солистки в опере «Мадам Баттерфляй»:

— Партитура «Князя Игоря» мне уже хорошо знакома, я пела в спектаклях в Красноярске, Самаре, Перми. Нынешняя постановка интересна по многим причинам. Во-первых, многое из того, что услышит минский зритель, не исполнялось до этого ни на одной сцене мира. И, во-вторых, образ Ярославны в постановке Галины Галковской получился весьма укрупненным, от одинокой страдающей женщины акцент сместился в сторону сильного политического лидера. 

А вот кто из артистов выйдет воскресным вечером 15 сентября в главной роли, пока неизвестно. Театр по традиции сохраняет интригу до самой премьеры. Сейчас в образ князя вживаются сразу три баритона: народный артист Беларуси Владимир Петров и заслуженные артисты Станислав Трифонов и Владимир Громов. 

КСТАТИ

В 2013 году на исторической сцене Большого театра России «Князя Игоря» поставил патриарх советской режиссуры, многолетний руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов. Автором новой музыкальной редакции стал Павел Карманов, а хореографию возобновил Юрий Григорович. На протяжении многих лет «Князь Игорь» составляет основу «русской» части репертуара театра. Опера выдержала семь постановок и никогда не исчезала с афиш надолго. Всего «Князь Игорь» прошел в Большом театре России более тысячи раз.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Алексей СТОЛЯРОВ
Загрузка...