Подводные камни водных процедур для овощей

БЫВАВШИЕ за границей потребители часто с претензиями относятся к родным магазинам. На ассортимент, не в пример советскому прошлому, да и на качество продуктов уже не жалуются — нашелся новый повод для упреков: сервис, упаковка... Относительно недавно стали говорить о новшествах, еще не дошедших до нас — к примеру, многие на форумах в Интернете ратуют за продажу мытых овощей. Мол, неприятно чистыми руками накладывать в пакет морковь, свеклу в землистой кожуре, лук с отлетающей чешуей, а потом ими же брать хлеб в соседнем отделе. «Запад давно продает мытые овощи в аккуратных пакетах. Пришел домой — и хоть сразу в кастрюлю», — утверждают на форумах. Порой прилагается и фото якобы образцового прилавка где-то там под Парижем с колоритной подписью: «Так должна выглядеть торговля овощами».

Можно ли в сельмаге найти килограмм отечественного картофеля, аккуратно упакованного в сетку и вымытого? А в гипермаркете? И полезное ли это дело?..

БЫВАВШИЕ за границей потребители часто с претензиями относятся к родным магазинам. На ассортимент, не в пример советскому прошлому, да и на качество продуктов уже не жалуются — нашелся новый повод для упреков: сервис, упаковка... Относительно недавно стали говорить о новшествах, еще не дошедших до нас — к примеру, многие на форумах в Интернете ратуют за продажу мытых овощей. Мол, неприятно чистыми руками накладывать в пакет морковь, свеклу в землистой кожуре, лук с отлетающей чешуей, а потом ими же брать хлеб в соседнем отделе. «Запад давно продает мытые овощи в аккуратных пакетах. Пришел домой — и хоть сразу в кастрюлю», — утверждают на форумах. Порой прилагается и фото якобы образцового прилавка где-то там под Парижем с колоритной подписью: «Так должна выглядеть торговля овощами».

У нас найти мытую картошку пока сложно. Периодически встречаются фасованные, по всему видно уже в магазине, овощи — картофель, лук, морковь, свекла в полиэтиленовых пакетах с приклеенным ценником, на котором редко значится ровно килограмм или два. Но чтобы они были вымыты — диковинка. К слову, не так давно меня заставил улыбнуться полиэтиленовый пакетик с четырьмя тщательно вымытыми картофелинами внутри и с биркой «Картофель. Марокко. 1 кг». Еще больше насмешил товарищ без опыта ведения домашнего хозяйства, предложивший купить «сразу полкило картошки, а то есть очень хочется». Быть может, такая малогабаритная и чистая фасовка удобна холостякам, студентам, которым не нужно готовить обед на всю семью. Но какая домохозяйка согласится брать два килограммовых пакета моркови, еще два — лука и один — свеклы, понимая, что за каждую упаковку придется отдать лишнюю копейку кассиру? К тому же содержимое пакетов далеко не всегда радует глаз, а выбрать экземплярчики получше уже нет возможности.

— В магазинах все чаще вижу овощи в пакетах, но меня это не радует. Раньше я сама выбирала, что купить, и, разумеется, старалась взять получше. А теперь берешь пакет с луком, а там все головки разные: крупные, мелкие, даже гнилые попадаются, — сетует хозяйка Марина ЛЬВОВА из Новополоцка.

Мнение женщины подтвердила моя очередная покупка. Открыв двухкилограммовый пакет с картофелем, тут же отправила его в мусорное ведро — жуткий запах гнили, оказывается, просто не просачивался через упаковку. Но вопрос качества — это уже другая история, ведь и в фабричной упаковке встречаются просроченные, прокисшие или высохшие продукты, но при этом мы не выступаем против заводского молока в тетрапаках и батонов в целлофане. Так что и фасованным овощам должно быть место на прилавках: раз есть спрос, должно быть и предложение.

Удовлетворить его сегодня пытаются немногие, преимущественно крупные магазины, которые начали работать уже на имидж, а не только на прибыль. Некоторые гипермаркеты закупают импортную продукцию в соответствующей упаковке, но чаще на месте фасуют отечественные овощи. Так поступает, к примеру, УП «Партизанское», одно из крупнейших предприятий республики, занимающееся оптовой торговлей сельхозпродукции. В его фирменных магазинах можно приобрести овощи в пакетах с логотипом предприятия. Не так давно «Белкоопсоюз» стал фасовать картофель, морковь, лук и свеклу в мелкую тару.

— На нашем овощехранилище есть специальное оборудование, которое упаковывает овощи в сетку для розничной торговли. Минимальный объем — килограмм, — подтвердили в пресс-службе потребкооперации.

То есть в сельмаге можно найти килограмм картошки, аккуратно упакованной в сетку. В городских же магазинах пока в такой упаковке продают либо овощи в значительно большем объеме (5—7 кг), либо апельсины и мандарины. Отчасти это можно объяснить большей покупательской способностью горожан. К тому же у деревенских жителей такого рода продукция пользуется куда меньшим спросом — за окном ведь свой огород. Разве что дачники иногда за покупками нагрянут, а им как раз таки ни к чему на два выходных дня покупать 5 кило картошки.

— Овощи у нас в основном берут школа и детский сад, а местные жители — крайне редко. Поэтому сейчас преобладает сетка больших объемов — по 10—15 кг. Весной же, когда на собственных огородах еще урожая нет, а зимние запасы уже истощились, народ приходит к нам, правда, берет всего понемножку. Тогда-то мы и заказываем в райпо овощи в сетках по 1—3 кг, — объясняет продавец магазина № 41 в деревне Слобода Лепельского района Евгения КАРБОВСКАЯ. — Кроме того, в течение года у нас стоят овощи в специальных ящиках, и всем желающим мы взвешиваем необходимое количество.

Казалось бы, расфасовал овощи в сетку и торгуй без лишней грязи. Зачем возиться с пыльными клубнями, если можно в чистоте работать? Но, оказывается, здесь есть свои подводные камни. Один из них — цена на сетку. Сегодня белорусские производители сельхозпродукции покупают ее преимущественно в Китае, изредка — в России (здесь дороже).

— Цены на нее сейчас просто заоблачные. Последний раз мне предложили китайскую, которая расползается прямо на глазах, по 1350 рублей за штуку. Куда это годится, если я продаю картошку по 1500 рублей за килограмм? Еще весной покупал сетку по 350—400 рублей, а сейчас просто отказался от сделанного заказа — невыгодно. К тому же она непрочная, приходится фасовать в нее овощи в меньшем объеме, а это лишние затраты. Представьте, сколько в итоге будет стоить картошка, если я буду фасовать ее по килограмму в сетку, цена которой близка к стоимости самих овощей, — говорит фермер Владимир ЖИБУЛЬ из Минского района.

Сегодня в Беларуси нет ни одного станка по производству сетки для овощей. Казалось бы, вот оно, непаханое поле для бизнеса: закупай оборудование и начинай создавать конкуренцию китайцам. К тому же станок работает практически на отходах — для сырья сгодятся использованные пластиковые бутылки, крышки и прочий вредящий экологии мусор. Беда только в том, что потребуется солидный стартовый капитал — один станок у новосибирского поставщика стоит порядка 500 тысяч долларов. При этом российские дилеры утверждают, что он очень быстро окупается — менее чем за полгода — и даже готовы сделать скидку, привезя станок из Китая всего за 120—150 тысяч у.е. Однако и на такое выгодное предложение еще не нашлось желающих. Так что не видать нам пока картошки и морковки в сетчатой таре по килограмму на манер апельсинов и мандаринов.

Что касается мытья овощей перед продажей, то несколько руководителей торговых организаций республики удивились этому вопросу корреспондента «БН». «Зачем их мыть?» — в недоумении переспросили и в «Белкоопсоюзе».

Действительно, зачем? Стоит ли усложнять цепочку ради привередливого покупателя? Ведь если включить здравый смысл, становится очевидным, что мыть картошку вовсе не стоит.

— Картофель перед продажей и закладкой на хранение мыть не рекомендуется, — говорит заведующий отделом иммунитета и защиты картофеля РУП «НПЦ НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству» Иван БУСЬКО. — Земельный налет на его кожуре представляет собой особую микрофлору, защищающую корнеплод от болезней и преждевременной порчи. Исключение составляет вакуумная упаковка, в которой может храниться не только мытый, но даже чищеный картофель, а также морковь, лук и свекла. Но в вакууме они должны находиться не более 5—7 дней. К сожалению, пока у нас нет крупных линий по вакуумированию овощей. В нашем институте есть мини-линия, на которой мы фасуем совсем небольшое количество овощей и в малом объеме поставляем на продажу.

Известно, что после водных процедур овощи хуже хранятся — не только на прилавке, но и в холодильнике покупателя. Кроме того, смыть налипшую грязь с клубней одним лишь напором воды сложно, поэтому производители чаще всего применяют средства вроде тех, какими мы моем посуду. На деле это выглядит так: сначала средство выливают в воду и замачивают в ней картофель, морковь, свеклу, редис, а потом автоматические щетки легко смывают грязь. Поверхностно-активные вещества, так называемые ПАВы, входящие в состав моющих средств, синтетического происхождения, а значит, избавиться от них не так-то легко: нужно порядка 10—15 полосканий. Разумеется, что тратить столько воды на картошку никто не будет. Результат: овощи визуально чистые, а вот можно ли их есть — большой вопрос.

Другое дело сухая чистка. Именно ее применяют на Западе, в сторону которого так любят кивать все те же участники форумов. Она представляет собой набор разных щеток, которые  путем непрерывного вращения отбивают грязь и пыль с овощей. При такой обработке картофель не повреждается, и на его кожуре сохраняется необходимая микрофлора, а значит, он может долго храниться. Однако в нашей стране сегодня таких установок раз-два и обчелся, а ведь было время...

— В конце 80-х линии по сухой чистке устанавливались на многих овощехранилищах страны — все это дотировалось государством. Но советский человек не был готов переплачивать за чистые овощи. Поэтому сухая чистка оказалась не востребована, и установки так и не заработали. Потом пришли лихие 90-е, дотации прекратились, и где теперь искать эти линии — никто не знает, — рассказывает начальник отдела технологии переработки корнеклубнеплодов РУП «НПЦ НАН Беларуси по продовольствию» Николай ПЕТЮШЕВ.

Сегодня закупать оборудование для сухой чистки предприятия не спешат: деньги немалые, а будет ли отдача, еще неизвестно. Тех же, кто приобрел такого рода технику, пожалуй, можно назвать приверженцами передовых идей. На свой страх и риск они начали поставлять на прилавок привычную продукцию в новом виде, но пока в малом объеме. Поэтому у себя в магазинах мы пока редко встречаем чистые овощи.

Рынок — он, конечно, диктует свои правила, по которым так и хочется повертеть головой вправо-влево, посмотреть, как у соседа, а потом предъявить претензии своему прилавку. Но все-таки мыть лучше руки перед едой, а не картошку перед продажей.

Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter