«Подгонять» не только по фигуре...
25.03.2009
Похоже, у отечественного концерна «Беллегпром» появилось собственное ноу-хау, но нам, потребителям, радоваться по этому поводу не стоит. Нет, законодателями мод на мировом рынке белорусские производители не стали. Те немногие бренды, которыми может гордиться белорусский легпром, широкую известность не получили. Все новаторство предприятий заключается в том, чтобы постоянно «подгонять» запланированные показатели под конечный (далеко не лучший) результат, а также пачками разрабатывать бизнес-планы — на каждый случай свой.
На коллегии Комитета государственного контроля, где обсуждалась эффективность использования концерном «Беллегпром» полученной за последние два года господдержки, глава ведомства Эдуард Нарышкин согласился со всеми замечаниями в свой адрес. Впрочем, как заметил председатель КГК Зенон Ломать, никто и не собирался устраивать «раздрай» или «показательную порку». Но постановка вопроса вполне закономерна. За 2007—2008 годы помощь государства организациям концерна составила 245,3 млрд. руб. «Это огромные средства… А каков результат?» — поинтересовался главный контролер страны. Государство рассчитывало, что предприятия выполнят главные условия – обеспечат необходимые темпы роста и рентабельность. Этого не произошло. По оценкам начальника главного управления контроля за работой сферы материального производства КГК Виталия Дереха, ситуация в отрасли ухудшилась. В частности, запасы готовой продукции увеличились до 253 млрд. руб… «Фактически выделенные средства перешли в товары, хранящиеся на складах», — заметил специалист.
Между тем помощь получили 38 организаций в 2007 году и 43 — в 2008-м, это около 40 % всех производителей. Многие из них, как оказалось, сознательно «играли» с показателями, чтобы оказаться в списке «счастливчиков». Например, ОАО «Камволь» в 2008 г. должно было нарастить выпуск продукции на 11 %, но в итоге снизило почти на 20 %, и к этой цифре показатель просто «подогнали». Таким же образом поступили ОАО «Ковры Бреста», РУПП «Гроднотекстиль», другие предприятия. Эта практика приобрела массовый характер: так, в декабре 2008-го концерном «Беллегпром» были скорректированы в сторону снижения задания 24 организациям — получателям господдержки.
В КГК даже решили исследовать опыт других министерств и ведомств, но оказалось, что там подобной «сообразительности» не проявили. Кроме того, в концерне «Беллегпром» внедрили еще одну «инновационную» идею: многие предприятия имели по нескольку бизнес-планов, в которых показатели значительно отличались. «Это что, один — для госорганов, а другой — для инвесторов?», — поинтересовался Зенон Ломать. Оказывается, все проще: каждый документ — под свой вид господдержки…
Огорчил контролеров и тот факт, что средства из инновационного фонда нередко использовались не по назначению, а пополняли «оборотку» предприятий. Так, в 2007 г. только 39 % выделенных сумм пошли на закупку нового оборудования и модернизацию, в 2008 г. — 47 %. Например, в ОАО «Ковры Бреста» при износе активной части основных фондов более чем на 90 % на исправление ситуации за два года потратили только 5,7 млрд. руб. из полученных 32 млрд., или 18 %. Но даже закупленные станки и машины зачастую месяцами простаивали без дела. Так, ОАО «Лидская обувная фабрика» с ноября 2006 г. по апрель 2007 г. приобрело технологическое оборудование почти на 2,8 млн. евро, но часть его введена в эксплуатацию только в октябре 2007 г. Полгода оставался невостребованным и немецкий аппарат для крашения полотна стоимостью 228 тыс. евро на ОАО «Классика индустрии моды».
В общем, претензий у специалистов КГК накопилось немало, но виновные, как оказалось, уже понесли наказание. А потому вопрос стоял иначе: сможет ли государство «подставить плечо», чтобы вытянуть отрасль? «Конечно, у нас есть недоработки, — заметил председатель концерна Эдуард Нарышкин. — Но посмотрите, что вокруг делается… В России легпром пустили на вольные хлеба, и теперь под видом отечественной там продается китайская продукция. В Европе вообще отрасль умирает…». В ответ Зенон Ломать парировал: «А вы почему не занимаете эти ниши? И как вместе исправить ситуацию?..».
По мнению главы концерна, без помощи государства ситуация оказалась бы еще более плачевной. К тому же 77 % средств ушли в текстильную отрасль, которой приходится тяжелее, чем другим. «Если бы поддержали сильных, то в целом эффект был бы лучше, но мы оказывали помощь самым проблемным», — заметил он. Но самая веская причина — более льготные условия для индивидуальных предпринимателей, считает Эдуард Нарышкин. Если в отрасли задействованы сегодня 88 тыс. человек, то тех, кто завозит в Беларусь товары народного потребления, — более 250 тыс. Есть сложности и с управлением предприятиями концерна, половина из которых — на 100 % частные структуры. Действительно, убедить их закупать сырье у своих коллег по концерну достаточно сложно, если цены на него в той же России заметно ниже. Тем более что сегодня многие поставщики тканей, фурнитуры идут на значительные уступки по цене, даже в убыток себе. Например, на европейском рынке кожа отменного качества упала в стоимости в 3—4 раза. А могут ли конкурировать с европейцами белорусские кожевенные заводы?
По традиции досталось и отечественной торговле, которая не всегда испытывает должный патриотизм в отношении белорусских товаров. Впрочем, и у ритейла есть немало встречных вопросов к концерну: соглашение между двумя ведомствами о скидках и распродажах вроде бы заключено, но особого движения нет. Получается, что предприятия легпрома не торопятся расстаться со своими запасами по сниженным ценам. К тому же импортный ассортимент «забивает» отечественный даже в фирменных магазинах организаций концерна: конкретный пример привел во время обсуждения Виталий Дерех. Директор предприятия, присутствовавший тут же, обещал «в ситуации разобраться». «Но торговлю мы все-таки проверим, — пообещал Зенон Ломать, — для этого у нас имеются все необходимые ресурсы».
Справка «ЭС»
Основной объем государственной поддержки, оказанной в 2007—2008 гг. организациям «Беллегпрома», составили: бюджетные субсидии — 85,8 млрд. руб., отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по платежам в бюджет — 46,7 млрд., снижение тарифов на энергоносители — 44,2 млрд., освобождение от уплаты налогов, налоговые кредиты, возмещение процентов по кредитам банков — 68 млрд.
Фото - из архива