Под куполом цирка
19.09.2006
Традиционно в начале осени открывается новый сезон в Белорусском государственном цирке. На этот раз 2 сентября зрители увидели премьеру программы «Цирк Экстрим» в исполнении артистов московской труппы. Далее сезон обещает не менее интересные шоу. О работе над программами и о проблемах в целом мы говорим с директором, художественным руководителем цирка Татьяной Бондарчук. Десять лет назад придя к руководству, она создала новую труппу практически с нуля. Сегодня двухчасовая программа «Звезды белорусского цирка» достаточно успешно гастролирует по нашей стране и за рубежом, получает престижные награды на международных фестивалях. Но главное — любима зрителями.
— Татьяна Николаевна, новый сезон — это просто очередной или все–таки отличный от предыдущих?
— Судите сами. Наши зрители — что, думаю, особенно приятно — вошли в цирк через отремонтированный парадный вход. Впервые за много лет. Программа «Цирк Экстрим» будет идти только месяц, а далее вступает главная сенсация 2006 года — «Цирк на воде». Впервые в Беларуси! Это сравнительно новый российский проект, но очень зрелищный. Шоу, совмещающее выступления артистов на воде, на сцене и в воздухе. Премьера состоится 20 октября. И это — не единственная новая программа, которую мы запланировали. Впрочем, заранее свои сюрпризы рекламировать не хотели бы.
— А как вы подбираете программу на сезон?
— Что–то выезжаем посмотреть на места, если есть такая возможность. Но чаще отсматриваем сотни дисков и кассет со спектаклями, режиссируем программы. Сейчас я мечтаю привести для нашего зрителя итальянский цирк «Мидрано» и американскую труппу «Ринглин».
— А с экономической точки зрения что выгоднее: чтобы свой коллектив больше гастролировал или чтобы можно было принять больше иностранных цирковых программ?
— Для нормального функционирования цирка важны обе формы. Ведь выезжая за рубеж, наши артисты не только зарабатывают, но и говорят на весь мир: «Мы из Беларуси!» Искусство, как известно, лучшая дипломатия. Иностранные труппы также являются не только нашими деловыми партнерами. Они еще и рассказывают, уезжая в другие государства, что за страна такая — Беларусь.
— Имея представление о тенденциях мирового циркового искусства, можете обрисовать, какой он, манеж XXI века?
— К сожалению, вынуждена констатировать: сейчас все в цирке хотят легкого хлеба. Во времена, когда выступала я, мы четко знали: если ты, грубо говоря, не сможешь стоять на одном пальце, тебя не пригласят за рубеж. А во время гастролей мы хорошо зарабатывали! Теперь же большинство трюков выполняется с помощью технических приспособлений. Сегодня мало кто способен рисковать своим здоровьем, работать до кровавых мозолей. А ведь мы ежедневно работали на грани человеческих возможностей... Такова наша профессия, в которой трюк — одна из важнейших составляющих циркового зрелища. Поэтому своей задачей я вижу восстановить сложные жанры, такие, например, как воздушный полет. Хочется, чтобы наш цирк поражал воображение супертрюками и радовал глаз красивыми костюмами. Чтобы цирковое искусство гремело, как в советские времена. Цирк, как сказал Максим Никулин, будет нужен до тех пор, пока будут рождаться дети.
— Татьяна Николаевна, на недавно прошедшей коллегии Министерства культуры выполнение Белгосцирком плана по оказанию платных услуг было подвергнуто критике. Как вы объясните сложившуюся ситуацию?
— План платных услуг в широком смысле — это количество проданных билетов. Что у нас получилось? Мы сами себя наказали! Как всегда, хотели как лучше... В прошлом году совместно с Варшавским цирком–шапито группа наших артистов отправилась в тур по Беларуси. Одновременно в Минском цирке работала программа «Цирк на
льду». Таким образом, на билетах мы заработали больше, чем планировали. А план на следующий год составляется исходя из факта прошлого плюс 10 процентов. Шапито уехало. Это была разовая акция. Давать больше представлений, чем мы даем, физически нереально. Мы, кроме цирка на Цветном бульваре в Москве, единственные, кто работает в будние дни. Выходит, чтобы выполнить план, предписанный по факту прошлого года, нам необходимо проводить зрелищные мероприятия, как концертной организации. Что мы и делаем. В частности, концерт группы «Кардиганз» на взлетно–посадочной полосе аэропорта «Минск–1» организовал Белгосцирк. Теперь думаем над другими проектами. Часто в ущерб самому цирку.
Я отлично понимаю, что Министерство культуры, как государственный продюсер, заинтересовано в том, чтобы учреждения были прибыльными. И это правильно. Другое дело, что под общее правило попадают особые случаи. Вчера мне удалось заключить контракт с поляками. И мы хорошо заработали. А сегодня кардинальных способов заработать не предвидится. Но план выполнять надо. Мне кажется, такие ситуации необходимо разрешать коллегиально, исходя из реальных возможностей. Ведь нами движет огромное желание работать. Мы стремимся не повышать стоимость билетов на дорогие шоу даже в ущерб себе. Каждая труппа обязательно выступает у нас с благотворительным спектаклем. Целый сектор продается по специальным социальным ценам для сирот, инвалидов и детишек из малоимущих семей. Практически всю нашу прибыль мы тратим на закупку нового оборудования, шьем яркие костюмы, стараемся приобретать новых животных, создавать и привозить новые интересные программы. Хотя современного пресыщенного зрелищами зрителя чрезвычайно трудно удивить. Но престижные награды на международных конкурсах, приглашения на гастроли и аншлаги на представлениях говорят о том, что наша жизнь ради процветания родного цирка не напрасна. Манеж — это наш дом.
Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
— Татьяна Николаевна, новый сезон — это просто очередной или все–таки отличный от предыдущих?
— Судите сами. Наши зрители — что, думаю, особенно приятно — вошли в цирк через отремонтированный парадный вход. Впервые за много лет. Программа «Цирк Экстрим» будет идти только месяц, а далее вступает главная сенсация 2006 года — «Цирк на воде». Впервые в Беларуси! Это сравнительно новый российский проект, но очень зрелищный. Шоу, совмещающее выступления артистов на воде, на сцене и в воздухе. Премьера состоится 20 октября. И это — не единственная новая программа, которую мы запланировали. Впрочем, заранее свои сюрпризы рекламировать не хотели бы.
— А как вы подбираете программу на сезон?
— Что–то выезжаем посмотреть на места, если есть такая возможность. Но чаще отсматриваем сотни дисков и кассет со спектаклями, режиссируем программы. Сейчас я мечтаю привести для нашего зрителя итальянский цирк «Мидрано» и американскую труппу «Ринглин».
— А с экономической точки зрения что выгоднее: чтобы свой коллектив больше гастролировал или чтобы можно было принять больше иностранных цирковых программ?
— Для нормального функционирования цирка важны обе формы. Ведь выезжая за рубеж, наши артисты не только зарабатывают, но и говорят на весь мир: «Мы из Беларуси!» Искусство, как известно, лучшая дипломатия. Иностранные труппы также являются не только нашими деловыми партнерами. Они еще и рассказывают, уезжая в другие государства, что за страна такая — Беларусь.
— Имея представление о тенденциях мирового циркового искусства, можете обрисовать, какой он, манеж XXI века?
— К сожалению, вынуждена констатировать: сейчас все в цирке хотят легкого хлеба. Во времена, когда выступала я, мы четко знали: если ты, грубо говоря, не сможешь стоять на одном пальце, тебя не пригласят за рубеж. А во время гастролей мы хорошо зарабатывали! Теперь же большинство трюков выполняется с помощью технических приспособлений. Сегодня мало кто способен рисковать своим здоровьем, работать до кровавых мозолей. А ведь мы ежедневно работали на грани человеческих возможностей... Такова наша профессия, в которой трюк — одна из важнейших составляющих циркового зрелища. Поэтому своей задачей я вижу восстановить сложные жанры, такие, например, как воздушный полет. Хочется, чтобы наш цирк поражал воображение супертрюками и радовал глаз красивыми костюмами. Чтобы цирковое искусство гремело, как в советские времена. Цирк, как сказал Максим Никулин, будет нужен до тех пор, пока будут рождаться дети.
— Татьяна Николаевна, на недавно прошедшей коллегии Министерства культуры выполнение Белгосцирком плана по оказанию платных услуг было подвергнуто критике. Как вы объясните сложившуюся ситуацию?
— План платных услуг в широком смысле — это количество проданных билетов. Что у нас получилось? Мы сами себя наказали! Как всегда, хотели как лучше... В прошлом году совместно с Варшавским цирком–шапито группа наших артистов отправилась в тур по Беларуси. Одновременно в Минском цирке работала программа «Цирк на
льду». Таким образом, на билетах мы заработали больше, чем планировали. А план на следующий год составляется исходя из факта прошлого плюс 10 процентов. Шапито уехало. Это была разовая акция. Давать больше представлений, чем мы даем, физически нереально. Мы, кроме цирка на Цветном бульваре в Москве, единственные, кто работает в будние дни. Выходит, чтобы выполнить план, предписанный по факту прошлого года, нам необходимо проводить зрелищные мероприятия, как концертной организации. Что мы и делаем. В частности, концерт группы «Кардиганз» на взлетно–посадочной полосе аэропорта «Минск–1» организовал Белгосцирк. Теперь думаем над другими проектами. Часто в ущерб самому цирку.
Я отлично понимаю, что Министерство культуры, как государственный продюсер, заинтересовано в том, чтобы учреждения были прибыльными. И это правильно. Другое дело, что под общее правило попадают особые случаи. Вчера мне удалось заключить контракт с поляками. И мы хорошо заработали. А сегодня кардинальных способов заработать не предвидится. Но план выполнять надо. Мне кажется, такие ситуации необходимо разрешать коллегиально, исходя из реальных возможностей. Ведь нами движет огромное желание работать. Мы стремимся не повышать стоимость билетов на дорогие шоу даже в ущерб себе. Каждая труппа обязательно выступает у нас с благотворительным спектаклем. Целый сектор продается по специальным социальным ценам для сирот, инвалидов и детишек из малоимущих семей. Практически всю нашу прибыль мы тратим на закупку нового оборудования, шьем яркие костюмы, стараемся приобретать новых животных, создавать и привозить новые интересные программы. Хотя современного пресыщенного зрелищами зрителя чрезвычайно трудно удивить. Но престижные награды на международных конкурсах, приглашения на гастроли и аншлаги на представлениях говорят о том, что наша жизнь ради процветания родного цирка не напрасна. Манеж — это наш дом.
Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".