Магазины легпрома с низкими ценами: как выдержать конкуренцию отечественным производителям

По своим правилам

Англичане говорят, что они не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Но закон рынка гласит: если есть спрос, появится и предложение. Торговые точки по продаже одежды и обуви по низким ценам пользуются популярностью. И растут как грибы после дождя. В стране их уже около сотни. Что привлекает покупателя и что настораживает надзорные органы, разбирался корреспондент «Р» во время рейда с Госстандартом.

Выбор кошельком

Магазины низких цен пользуются популярностью у населения.
Магазин по продаже товаров легкой промышленности по очень низким ценам в одном из торговых центров в микрорайоне-новостройке во Фрунзенском районе Минска открылся в феврале. Площадь немаленькая — более 200 квадратных метров. Ассортимент разнообразный: футболки и джинсы, обувь, сумки, кожгалантерея. Есть постельное белье, много товаров для детей. При этом любую вещь можно купить, имея в кармане 20 рублей. В середине рабочего дня покупателей хватает. Валентина Артюх с дочерью Ириной пришли выбрать чемодан для путешествия. 

— Тут хороший выбор и цены приемлемые. Где я еще смогу купить чемодан за 45 рублей? Вообще, ходим в этот магазин часто. Детям покупаем всякую мелочь. Недавно обувь покупали. Про качество… На сезон хватает. За такую цену меня устраивает. Безусловно, если сравнивать с товарами белорусских производителей, то по качеству наши гораздо выше. Но и цена кусается. А тут и от дома недалеко, да и по кошельку не сильно бьют покупки.

В ногу со временем

Пока общался с семьей Артюх, на кассе выстроилась очередь. Мама с ребенком набрала целую корзину игрушек. И расплатилась за покупки банковской карточкой. Почему удивил этот факт? Дело в том, что еще два года назад торговля в таких магазинах напоминала пресловутый московский «Черкизон» — только наличные. Ни о каких чеках и речи не шло, не говоря уже об уголке для потребителя, где должны размещаться все реквизиты продавца. Поясняет начальник управления госнадзора за техническими регламентами и метрологического контроля Госстандарта Игорь Буссель:

— Если сравнивать ситуацию два года назад и сегодня, то произошли изменения. Во-первых, таких магазинов стало больше. Изучив ценники в них, можно сказать, что по некоторым товарным группам цены очень низкие. Продукция разнородная: есть достойные вещи, есть масс-маркет, есть и откровенный ширпотреб. В таких магазинах этикетки идентичны — представляют собой абсолютно непонятную конфигурацию, где не указан даже размер. Только цена. Больше ничего. Опять же никаких вшивных бирок. 

Что с качеством?

В этом магазине есть все атрибуты цивилизованной торговли. Кроме одного. Большие вопросы вызывает качество продаваемых товаров. На это обратили внимание и представители инспекции Госстандарта по Минской области и Минску, которые пришли сюда для проведения рейда-мониторинга. Им не понадобилось много времени, чтобы выявить нарушения. Рядом с кассой стеллажи с блузками и женским трикотажем. Заведующая сектором отдела госнадзора за техническими регламентами и стандартами инспекции Госстандарта по Минской области и Минску Людмила Панкова наметанным глазом сразу замечает недостатки:

Игорь БУССЕЛЬ: «Вот это изделие явно не пройдет исследование по тем показателям, которые установлены техническим регламентом». 
— Во-первых, не указано назначение изделия на этикетке. Во-вторых, неправильно указан размер. Тут 42—48. А по правилам должен быть указан рост и обхват груди. Не указаны импортер продукции в Республику Беларусь, как и изготовитель, а также дата производства. При этом имеется единый знак обращения продукции на рынке государств — членов ЕАЭС. Мы запросим документы, которые подтверждают соответствие этой продукции. Следующее изделие — майка женская. Опять-таки трикотажное изделие. Полное отсутствие идентификационных признаков, кроме вшивной бирки. Еще есть ярлык, на котором вся информация указана на английском языке, есть символы по уходу. При этом отсутствует знак «ЕАС», который говорит о том, что продукция прошла подтверждение соответствия. В ходе мониторинга мы все выясним более точно. 

Буквально за 10 минут инспекторы отложили более 20 изделий, в отношении которых будет проведен детальный мониторинг. Начальник отдела инспекции Госстандарта по Минской области и Минску Людмила Кузнецова рассказывает, что будет дальше:

— По результатам мониторинга выдаются рекомендации об устранении нарушений. Подробно расписываются сами нарушения. И устанавливается срок исправления. В основном это несоблюдение маркировки: информация о товаре отсутствует полностью либо присутствует частично или в минимальном количестве. Что, в свою очередь, не позволяет потребителю сделать правильный выбор — это затрудняет идентификацию продукции. И еще одно типичное нарушение — когда продукция не соответствует требованиям по безопасности. Это самое серьезное нарушение, потому что речь идет о здоровье граждан. Тогда выдается предписание о запрете реализации опасного товара.

При первом посещении инспекторы вправе выдать только рекомендацию об устранении нарушения, устанавливают определенный срок — от 14 дней до месяца. За это время предприятие либо ИП предоставляет письменно информацию, что замечания устранены. После анализа делается вывод о целесо-образности проведения повторного мониторинга. Если предоставляются документы о подтверждении соответствия продукции, то повторный выход не обязателен. Вместе с тем повторные мониторинги проводим. Зачастую обнаруживаем такие же нарушения. Тогда нарушители привлекаются к административной ответственности. Составляются протоколы, которые направляются в суд для рассмотрения.

Что на практике?

Отечественный бизнес не раз обращал внимание властей на деятельность подобных магазинов. И пояснял, откуда такие низкие цены: неуплата ввозных пошлин и налогов, торговля несертифицированным товаром и оформление выручки мимо кассы. Добросовестный бизнесмен платит НДС, оформляет все необходимые сертификаты, покупает терминал, официально устраивает на работу продавцов и т.д. Потому такая разница в ценах. Настораживает тенденция — такие магазины постепенно превращаются в сетевые, вытесняют с рынка добросовестных бизнесменов. Объяснение одно: учредители магазинов низких цен очень хорошо изучили законодательство, активно пользуются лазейками в нем. Применяют упрощенную систему налогообложения, ведут бизнес наравне с другими субъектами хозяйствования и, как показывают мониторинги, допускают нарушения законодательства. При этом они прекрасно знают, что в течение первых двух лет наложено вето на проверки. Именно проверки, а не мониторинги. В приватной беседе один из владельцев магазина признался, что чувствует себя спокойно и не волнуется ни о чем. Спустя год и 11 месяцев он может принять решение о закрытии магазина. А через месяц зарегистрировать новый, который успешно продолжит работать без проверок очередные два года. 

Вместо постскриптума

Покидая торговый объект, где проводился мониторинг, по соседству заметил книжную лавку. Зашел. На самом видном месте увидел томик Пушкина. Вспомнилась сказка про попа и работника. Прошло столько лет, а тема актуальна. Как есть. 

ФАКТ

По информации МАРТ, начиная с 2017 года организовано проведение на системной основе мониторингов магазинов, реализующих товары легкой промышленности по низким ценам. В 2018 году обследовано 63 торговых объекта, в первом полугодии 2019 года — 56. Во всех обследованных магазинах зафиксированы нарушения. По результатам мониторингов выдано свыше 170 рекомендаций об устранении выявленных нарушений. Кроме того, в текущем году административный процесс начат в отношении 24 субъектов хозяйствования.

КОМПЕТЕНТНО

Татьяна ЛУГИНА, председатель концерна «Беллегпром» :


— Конкуренция должна быть честной, прозрачной, открытой. Чтобы товары, которые представлены в этих сетях, отвечали требованиям и нормам законодательства Беларуси. Сегодня все голосуют рублем за одежду одного дня: поносил и купил новую. Но если мы говорим, что все работаем в системе стандартов и контроля, соответствия тем или иным требованиям, то это должно касаться всех, в том числе и таких магазинов. 

КСТАТИ

За первое полугодие инспекциями Госстандарта проведено 249 контрольно-надзорных мероприятий в магазинах низких цен. Недостатки выявлены у всех проверенных субъектов.  Всего обследовано около 3000 наименований продукции легкой промышленности, продаваемой в этих магазинах. Установлены многочисленные нарушения норм безопасности. 

sichevich@s.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter