По проселкам на «Ниве»
04.02.2012 20:03:41
Свой первый в жизни автомобиль я купил, когда служил в Туркмении. Особого выбора тогда не было. Вокруг военного городка — пески, пустыня. Остановил свой выбор на «Ниве» ВАЗ 2121, первом советском внедорожнике — их начали выпускать в 1977 году.
Выглядел он в сравнении с «уазиками» с брезентовым верхом весьма респектабельно, да и комфорт несравним — песок на зубах не хрустел. И скорость достойная, и в большом городе не стыдно показаться. На этой «Ниве» я и приехал в Беларусь, когда Советский Союз прекратил свое существование.
Был как-то зимой один случай, когда съехал с обочины так, что и передний, и задний бамперы зарылись в снег. Думал, придется серьезно поработать лопатой, чтобы откопать машину, но решил вначале попробовать выкарабкаться без этого. Включил первую и пониженную передачу — машина потихоньку начала двигаться. Переключился на вторую и добавил обороты — так достаточно легко выбрался на укатанную дорогу.
Конечно, случались и поломки, но за помощью на станцию техобслуживания никогда не обращался. Моих средних знаний и навыков вполне хватало для того, чтобы самому заменить какие-то детали и узлы, потому что «Нива» в обслуживании и ремонте предельно проста. И обходилось это много дешевле, чем для тех, кто чинил в мастерских свои подержанные иномарки.
Правда, на трассах ехать на ней больше 100 километров в час уже неприятно, но только лишь для одной «Нивы» справедлива присказка «больше газа — меньше ям». Тут она часто не уступает самым «крутым» внедорожникам.
Как-то в Вилейском районе ехали мы после дождя по холмистому размокшему лугу. В одной из низин стояла большая лужа. Я на полном приводе, хотя и с натугой, прошел ее и выбрался на сухое место. Товарищ, ехавший за мной на «Ленд Ровере», сел намертво. Тяжеленный джип лег на брюхо, и колеса вхолостую гребли грязь. Пришлось мне ехать в ближайшую деревню за трактором (исключительно для любопытных читателей сообщу, что услуга эта обошлась в эквиваленте 15 долларов).
Конечно, некоторые презрительно считают «Ниву» «консервной банкой». Да, неудобства есть. Она трехдверная, залезать на заднее сиденье неудобно, сидеть там втроем тесно, двигатель не очень экономичный, шумная «раздатка». Но зато цена несопоставима с мощными джипами, что для человека с небольшим достатком наиважно.
Когда моя «Нива» выработала свой ресурс, я сразу сменил ее на купленный по дешевке видавший виды «Фольксваген гольф», но все-таки опять присматриваюсь к новой «Ниве». Правда, теперь она называется ВАЗ 21214 LADA 4x4.
Дело в том, что в 2001 году лицензию на машину и права на бренд «Нива» продали американскому концерну General Motors, который, внеся в ее конструкцию массу изменений, выпустил на рынок автомобиль под именем Chevrolet Niva. А она стоит существенно дороже, потому как «наворочена» всякими комфортными приспособлениями, без которых я вполне могу обойтись.
LADA 4x4 не очень отличается от моей прежней «Нивы». Она тоже трехдверная, пятиместная, бензиновый двигатель объемом 1,7 л, мощность 80 л. с., привод полный постоянный. Внутреннее оснащение по-прежнему небогато, но зато аналогичного внедорожника за подобную цену на рынке не найти. Естественно, эта модификация лучше первоначальной модели. Теперь сцепление здесь совершенно другое, трогаться значительно проще, облегчился процесс переключения передач. Чуть другими стали и тормоза, усилие на педали снизилось, руль оснащен гидроусилителем.
В общем, хорошая, надежная машина. Осталось только собрать денег. В свете введения новых пошлин на автомобили, ввозимые в Единое экономическое пространство, их понадобится гораздо меньше, чем на зарубежный аналог.
Сергей БАЖЕНОВ
Между прочим
Инспектор районной ГАИ останавливает джип местного фермера за превышение скорости. И хотя они хорошо знают друг друга, инспектор официально требует документы. Фермер отдает ему права и техпаспорт. Милиционер, рассматривая их, хмуро повторяет:
— Та-ак, не положено... Не положено...
— Как не положено? — возмущается водитель. — Смотри между техпаспортом и правами!
— О-о, и в самом деле — положено! Счастливой дороги!