По образу и подобию
06.06.2002
Мало кто из современных иконописцев рискнет писать оригинальную икону - подавляющее большинство предпочитает делать так называемые списки, то есть копии уже давно известных икон. Однако витебский художник Александр Цинкалов по благословению архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия, епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия решился на небывалое - написать, используя древнейшие методы иконописи и соответствующие материалы, житие святой преподобной Евфросинии Полоцкой.
Идея письма оригинальной иконы была задумана еще два с половиной года назад. Однажды Александра поразило столь редкое обращение к теме святой - лишь единичные иконы были посвящены Евфросинии Полоцкой, и не было написано ни одного ее жития. Александр перелопатил целую гору литературы, пересмотрел тысячи слайдов, чтобы составить для себя мнение не только о жизни преподобной, но и о возможности создания житийной иконы.
Особое внимание художник уделил воссозданию оригинальных материалов и технологий периода расцвета русской иконописи XV - XVI столетий. В доске для иконы Александр по примеру древних мастеров изготовил две особые выемки. Рецепт приготовления красок - яичной темперы и камеди (смолы вишни и акации) - мастер также "вытащил" из глубины веков.
Написанная витебским художником икона создает цикл жития преподобной Евфросинии игуменьи Полоцкой: рождение Предславы, постриг и наречение именем Евфросиния, основание ею полоцкого Преображенского монастыря и мужского Свято-Успенского монастыря, основание Евфросинией библиотеки, училища, скриптории, паломничество преподобной в Иерусалим, визит в Царьград и так далее.
- Икона писалась очень легко, я часами отойти не мог от доски, - рассказывает художник. - Гораздо больше времени занимало изучение жизни преподобной, ибо по настоянию церкви икону нужно было писать "сообразно заверенным образам бытия духовного по образу, подобию и существу, в соответствии с уставом, каноном и иконописным подлинником, где сказано: "Преподобную писать лицом бледну от пощения, а одежды преподобнические, как у святой преподобной Евдокии".
Икону святой преподобной Евфросинии Полоцкой, плод своей почти трехлетней работы, Александр Цинкалов передал в дар полоцкому Свято-Евфросиниевскому монастырю к 900-летию преподобной святой.
Идея письма оригинальной иконы была задумана еще два с половиной года назад. Однажды Александра поразило столь редкое обращение к теме святой - лишь единичные иконы были посвящены Евфросинии Полоцкой, и не было написано ни одного ее жития. Александр перелопатил целую гору литературы, пересмотрел тысячи слайдов, чтобы составить для себя мнение не только о жизни преподобной, но и о возможности создания житийной иконы.
Особое внимание художник уделил воссозданию оригинальных материалов и технологий периода расцвета русской иконописи XV - XVI столетий. В доске для иконы Александр по примеру древних мастеров изготовил две особые выемки. Рецепт приготовления красок - яичной темперы и камеди (смолы вишни и акации) - мастер также "вытащил" из глубины веков.
Написанная витебским художником икона создает цикл жития преподобной Евфросинии игуменьи Полоцкой: рождение Предславы, постриг и наречение именем Евфросиния, основание ею полоцкого Преображенского монастыря и мужского Свято-Успенского монастыря, основание Евфросинией библиотеки, училища, скриптории, паломничество преподобной в Иерусалим, визит в Царьград и так далее.
- Икона писалась очень легко, я часами отойти не мог от доски, - рассказывает художник. - Гораздо больше времени занимало изучение жизни преподобной, ибо по настоянию церкви икону нужно было писать "сообразно заверенным образам бытия духовного по образу, подобию и существу, в соответствии с уставом, каноном и иконописным подлинником, где сказано: "Преподобную писать лицом бледну от пощения, а одежды преподобнические, как у святой преподобной Евдокии".
Икону святой преподобной Евфросинии Полоцкой, плод своей почти трехлетней работы, Александр Цинкалов передал в дар полоцкому Свято-Евфросиниевскому монастырю к 900-летию преподобной святой.