Уникальное лекарство на основе антиковидной плазмы разработали наши специалисты. Начинаются его доклинические испытания

Плазма вирус точит



Эффективность лечения антиковидной плазмой в нашей стране увеличилась до 70 процентов. Всего этот компонент крови получили около трех тысяч тяжелых пациентов с коронавирусом. Донорами плазмы с начала пандемии стали около четырех тысяч человек, переболевших COVID-19. Сформировался запас плазмы анти-COVID-19 в 600 литров. Но наши специалисты пошли еще дальше — одними из первых в мире разработали на ее основе антиковидный иммуноглобулин, универсальное лекарство с минимальным количеством побочных эффектов и противопоказаний. Сейчас препарат проходит доклинические испытания. Об этом и других новшествах в применении плазмы анти-COVID-19 для борьбы с коронавирусом «Р» рассказал директор Республиканского научно-практического центра трансфузиологии и медицинских биотехнологий Федор Карпенко.

Универсальное средство

— Федор Николаевич, скоро год, как ваш центр занимается заготовкой плазмы от доноров, переболевших COVID-19. Как зарекомендовал себя этот метод в лечении коронавируса?

 — Мы прошли долгий путь. Накоплен достаточный опыт по требованиям к донорам, параметрам качества плазмы, порядку ее применения. Антиковидная плазма внесена в протоколы оказания медицинской помощи и может быть использована как рутинное средство. Она доступна любому гражданину Беларуси при назначении лечащим врачом. Метод используется для лечения тяжелых больных с коронавирусной инфекцией в условиях стационара. Сейчас наша задача — внести дополнительные параметры качества плазмы. Для использования плазмы переболевших есть противопоказания. Например, ее нельзя переливать пациентам с хронической сердечной недостаточностью, определенными параметрами свертываемости крови. Поэтому наши специалисты разработали препарат на основе плазмы переболевших коронавирусом. Это антиковидный иммуноглобулин, универсальное средство с минимальным количеством побочных эффектов и противопоказаний. Иммуноглобулины в медицине используются давно, в частности для борьбы с клещевым энцефалитом, стафилококком. Но для лечения инфекций их применяли нечасто, поскольку появились эффективные антибиотики и другие препараты. Пока против COVID-19 нет специфического лекарства. Применение естественных антител, имеющих вируснейтрализующее действие, получаемых из плазмы крови, считается достаточно перспективным направлением.

В среднем после ковида доноры сдают плазму 3–5 раз.

— В чем отличие антиковидной плазмы и антиковидного иммуноглобулина?

— Мы получаем чистый иммуноглобулин, убирая ненужные белки альбумины, факторы свертывания крови, различные электролиты. Это универсальный лекарственный препарат, который можно применять независимо от группы крови пациента. Лекарство с минимальным количеством побочных эффектов и противопоказаний. Опытно-промышленная серия фактически готова. Начнем проводить доклинические исследования. Предполагается, что в будущем его необходимо капать пациенту в вену раз в день.

— Насколько известно, антиковидный иммуноглобулин — инновационный препарат, который сейчас также разрабатывает японская компания и пробуют выпустить в России. Как наша страна оказалась в числе новаторов?

— У нас есть специалисты и оборудование. Мы сохранили центр биотехнологий, 5—6-й технологические уклады. Производим препараты из плазмы крови, за которые пациент не платит. У нас выстроена государственная система. Понимание того, что это нужно и перспективно, приходит только в последние годы. Эти вещи достаточно уникальны. Не все страны могут себе позволить. В России такое производство частично сохранилось. В Украине в прошлом году запустили частное. В Польше даже альбумин не выпускают. Такая же ситуация во многих других странах Европы. 

Универсальное лекарство против COVID-19.

Хорошо, что в рамках государственной системы у нас есть возможность соединить все: доноров, плазму, фармацевтику и современные биотехнологии. Нужно двигаться вперед. Производство антиковидного иммуноглобулина — перспективное направление в плане экспорта.

Совместно с РНПЦ эпидемиологии и микробиологии планируются дополнительные исследования по постановке реакции нейтрализации коронавируса SARS-Cov-2, в ходе которой будет рассматриваться эффективность произведенного лекарственного препарата против живой вирусной культуры. Мы оценим вируснейтрализующее действие иммуноглобулина по сравнению с плазмой. Эффект должен оказаться значительно выше, поскольку при производстве лекарственного средства происходит концентрация иммуноглобулинов. Более того, препарат будет избавлен от тех побочных действий, которые возможны при переливании плазмы.

РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий.
Фото  БЕЛТА

Больше качества

— Что показывает наблюдение за донорами антиковидной плазмы? Как со временем меняется количество антител?

— Ковид — сложная инфекция. Есть разные степени тяжести заболевания. И доноры антиковидной плазмы требуют внимания к состоянию здоровья. Мы не должны навредить им. Они проходят обследование: биохимический анализ крови, электрокардиограмма, коагулограмма, другие исследования. Оцениваем показатели функционирования печени и почек. В среднем после ковида доноры сдают плазму три — пять раз. Снижение титра антител идет естественным путем. До 6—8 месяцев держатся иммуноглобулины G. Приходят доноры, переболевшие COVID-19 в мае, и у них еще достаточно антител, чтобы быть донорами плазмы. У кого-то антитела сохраняются меньше.

— Не могу не спросить. Несмотря на успехи применения антиковидной плазмы, есть медики, которые отрицают этот метод.

— За прошлый год мы провели более трех тысяч консультаций по антиковидной плазме. Оптимальный вариант ее использования — период, когда заболевание переходит из средней степени в тяжелую. Тогда мы имеем хороший профилактический и лечебный эффект. Если началась системная полиорганная недостаточность, использование плазмы уже неэффективно, хотя случалось, что и на этой стадии удавалось помочь.

Снижение титра антител идет естественным путем.

Плазма — это компонент крови. Чтобы сделать переливание, нужно провести пробу на совместимость, осуществить трансфузию. Есть определенное неудобство. И, наверное, некоторые врачи не используют плазму. Но на сайтах ведомств здравоохранения разных стран есть статьи, подтверждающие ее эффективность. Класс доказательности этого метода — В-С. В России, Китае его применяют у тяжелых пациентов, и плазма помогает. У нас эффективность применения антиковидной плазмы составляет уже 60—70 процентов. Врачи научились ее использовать, разработаны показания и противопоказания. Одному реципиенту требуется от 2 до 10 доз плазмы с интервалом в 24 часа. На сегодня такая помощь оказана уже приблизительно трем тысячам пациентов. Другой вопрос, есть ли возможность применять антиковидную плазму. Также важно ее качество.

— Как же решается вопрос качества плазмы в вашем учреждении?

— Среди стран СНГ мы первыми получим американские тест-системы, которые позволят оценивать вируснейтрализующую активность. Мы будем более четко прогнозировать эффективность плазмы от конкретного донора, обеспечивать высокий титр и качество антител.

  
   Международный опыт подтверждает эффективность антиковидной плазмы.
— Где теперь заготавливают антиковидную плазму в нашей стране?

— Во всех областных центрах трансфузиологии, а также в городских клиниках, Лиде, Бобруйске, Борисове. Сама технология заготовки плазмы рутинная. Автоматический плазмаферез, а в дальнейшем происходит еще инактивация патогенов плазмы на случай, когда времени для карантинизации нет и компонент крови нужно перелить сегодня. Донорская кровь проходит обследование на все инфекции.

kosiykova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter