Чем сегодня живет Александр Шабельский, написавший Президенту о своих мечтах 15 лет назад?
05.06.2019 23:31:00
Татьяна КОНДРАТЬЕВА
Более 15 лет назад 16‑летний житель деревни Ваверка Лидского района Саша Шабельский написал Президенту о том, что хочет поступить в вуз, стать учителем истории, вернуться в родную школу, поднять олимпиадное движение — тогда проходила республиканская акция «Письмо Президенту Республики Беларусь», и тысячи ребят из разных уголков страны воспользовались возможностью рассказать Главе государства о своих планах и мечтах. Судьбы авторов тех строчек — порой трогательных, порой наивных — сложились по‑разному. Многие из них, надеемся, еще окажутся в фокусе журналистских репортажей. А начнем разговор с Александра, у которого все складывается так, как он и мечтал!
…Агрогородок Ваверка расположен примерно в 30 километрах от Лиды. К нему ведет ровная асфальтированная дорога. В центре — памятник Чапаеву и красивый костел. Среди обычных сельских домиков с невысокими заборами выделяется здание Ваверской средней школы, которая в прошлом году стала учебно-педагогическим комплексом. К ней присоединили детский сад. В школе сейчас 104 ученика и 27 детсадовцев.
Застаю 31-летнего учителя Александра Шабельского в классе, где идет подготовка к экзамену по истории. Старшеклассники штудируют билеты, вслух вспоминая и обсуждая самые заметные события. С порога чувствуется, что наставник на одной волне с мальчишками и девчонками, которые уже очень скоро станут студентами вузов и ссузов. Во время перерыва предлагаю вспомнить о том, как писалось письмо. Александр Станиславович, учитель истории и обществоведения I категории, долго не задумывается:
— В то время готовился к олимпиаде по русскому языку. Учительница предложила попробовать свои силы. Написал. Конечно, она потом подкорректировала немного, но в целом суть письма не изменилась.
— Помните содержание?
— Конечно. В то время мое миро-ощущение было очень позитивным. 2004 год — экономические тяготы 1990-х, с которыми столкнулась страна, были позади. Сейчас, будучи историком, знаю, что в то время мы рассчитались по долгам, экономика была на подъеме. Я осознавал, что получу высшее образование и передо мной откроются все дороги. В ответе от Президента, который я получил, было много напутственных слов и главное пожелание: стать достойным гражданином своей Родины. На меня это произвело большое впечатление.
Отличником Саша Шабельский не был. Зато активно участвовал во всех мероприятиях школы. Поступил на исторический факультет БГУ, успешно его окончил, отслужил в армии и вернулся в родную школу учителем. До этого момента все складывалось в соответствии с его детскими планами.
Но потом молодому парню захотелось столичной жизни. Приехал в Минск, где за несколько лет сменил несколько профессий. Прощай, мечта? И вдруг раздался звонок от директора ваверской школы, который рассказал, что учитель истории уходит в декретный отпуск. Было это 3,5 года назад…
Александр долго не думал. Домой ехал, мысленно прокручивая, как он будет выстраивать свои уроки, чтобы заинтересовать ребят предметом и проявить себя:
— Могу выделить два правила хорошего учителя. Первое. Никогда не надо ждать благодарности. Второе. Никогда не говорить родителям, что их сын или дочь, мягко говоря, не очень способные ученики. Помню себя в 11-м классе. Не знал, к примеру, как устроен метрополитен. Когда кто-то из учеников начинает тупить, вспоминаю этот факт — и меня отпускает. Всегда надо быть в теме, интересоваться жизнью учеников. Иногда навещаю свою учительницу истории Тамару Бункевич. Именно она в свое время «вцепилась» в меня, а потом нянчилась, упорно добиваясь результатов. А вообще, родные стены, как говорится, помогают. Я рад, что в нашей школе, наряду с совершенствованием учебного процесса, по-прежнему уделяется большое внимание спорту. В этом большая заслуга учителя физкультуры Евгения Малявко.
В школьном коридоре встречаем учителя химии и биологии Александру Винча, которая 15 лет назад была классным руководителем Саши. Она хорошо помнит, каким он был в 16 лет:
— Класс тогда был большой, интересный. 24 человека — 17 парней и только 7 девочек. Все ребята и девчата стали достойными людьми. Жаль, что большая часть разъехались кто куда. Единицы остались и работают на родной земле. Одна выпускница, например, трудится заведующей фермой. Если говорить об Александре Шабельском, то он всегда отличался неординарностью мышления, был заметным ребенком.
С этим утверждением полностью согласен директор ваверской школы Иван Адамчук:
— Возглавляю учебное заведение с 2005 года. Мама нашего Александра Станиславовича работала и работает в школе уборщицей служебных помещений. По ее просьбе я и отправил ходатайство в университет для распределения выпускника вуза в родную школу. На какое-то время он уезжал в Минск на заработки. Но вернулся, чему лично я очень рад. Молодой педагог взял на себя обществоведение, историю, классное руководство, поднял олимпиадное движение на новый уровень. В прошлом году он выпустил свой первый класс. Есть ученик, занявший третье место на областной олимпиаде. Постоянно готовит призеров районного уровня, но стремится выйти на республиканский.
В следующем году в Ваверке еще сохранятся две группы детского сада, но уже через год численность детей снизится. Трудно в сельской местности удержать молодежь.
— Есть и молодые люди, что остаются, — возражает директор. — Недавно пришла учитель немецкого языка. Говорит, что очень нравится. Стараюсь создать условия, домашний уют. Если учителям комфортно, то и мне комфортно. Не так давно удалось заманить учителя физики. Молодой парень, в прошлом профессионально занимался футболом. Вместе с Александром Шабельским он в списке резерва руководящих кадров. Они дружат, делят один кабинет на двоих. Часто в шутку спорят, какой предмет важнее — физика или обществоведение. А я им говорю, дескать, география — вот предмет номер один. Так и живем.
В прошлом году Александр Шабельский купил домик в соседней деревне Серафины, завел подсобное хозяйство. И говорит, что сейчас все его мечты о будущем связаны с тем местом, где он родился и вырос. Именно так, как он много лет назад написал в письме Президенту.
kondratsieva@sb.by
…Агрогородок Ваверка расположен примерно в 30 километрах от Лиды. К нему ведет ровная асфальтированная дорога. В центре — памятник Чапаеву и красивый костел. Среди обычных сельских домиков с невысокими заборами выделяется здание Ваверской средней школы, которая в прошлом году стала учебно-педагогическим комплексом. К ней присоединили детский сад. В школе сейчас 104 ученика и 27 детсадовцев.
Застаю 31-летнего учителя Александра Шабельского в классе, где идет подготовка к экзамену по истории. Старшеклассники штудируют билеты, вслух вспоминая и обсуждая самые заметные события. С порога чувствуется, что наставник на одной волне с мальчишками и девчонками, которые уже очень скоро станут студентами вузов и ссузов. Во время перерыва предлагаю вспомнить о том, как писалось письмо. Александр Станиславович, учитель истории и обществоведения I категории, долго не задумывается:
— В то время готовился к олимпиаде по русскому языку. Учительница предложила попробовать свои силы. Написал. Конечно, она потом подкорректировала немного, но в целом суть письма не изменилась.
— Помните содержание?
— Конечно. В то время мое миро-ощущение было очень позитивным. 2004 год — экономические тяготы 1990-х, с которыми столкнулась страна, были позади. Сейчас, будучи историком, знаю, что в то время мы рассчитались по долгам, экономика была на подъеме. Я осознавал, что получу высшее образование и передо мной откроются все дороги. В ответе от Президента, который я получил, было много напутственных слов и главное пожелание: стать достойным гражданином своей Родины. На меня это произвело большое впечатление.
Отличником Саша Шабельский не был. Зато активно участвовал во всех мероприятиях школы. Поступил на исторический факультет БГУ, успешно его окончил, отслужил в армии и вернулся в родную школу учителем. До этого момента все складывалось в соответствии с его детскими планами.
Но потом молодому парню захотелось столичной жизни. Приехал в Минск, где за несколько лет сменил несколько профессий. Прощай, мечта? И вдруг раздался звонок от директора ваверской школы, который рассказал, что учитель истории уходит в декретный отпуск. Было это 3,5 года назад…
Александр долго не думал. Домой ехал, мысленно прокручивая, как он будет выстраивать свои уроки, чтобы заинтересовать ребят предметом и проявить себя:
— Могу выделить два правила хорошего учителя. Первое. Никогда не надо ждать благодарности. Второе. Никогда не говорить родителям, что их сын или дочь, мягко говоря, не очень способные ученики. Помню себя в 11-м классе. Не знал, к примеру, как устроен метрополитен. Когда кто-то из учеников начинает тупить, вспоминаю этот факт — и меня отпускает. Всегда надо быть в теме, интересоваться жизнью учеников. Иногда навещаю свою учительницу истории Тамару Бункевич. Именно она в свое время «вцепилась» в меня, а потом нянчилась, упорно добиваясь результатов. А вообще, родные стены, как говорится, помогают. Я рад, что в нашей школе, наряду с совершенствованием учебного процесса, по-прежнему уделяется большое внимание спорту. В этом большая заслуга учителя физкультуры Евгения Малявко.
В школьном коридоре встречаем учителя химии и биологии Александру Винча, которая 15 лет назад была классным руководителем Саши. Она хорошо помнит, каким он был в 16 лет:
— Класс тогда был большой, интересный. 24 человека — 17 парней и только 7 девочек. Все ребята и девчата стали достойными людьми. Жаль, что большая часть разъехались кто куда. Единицы остались и работают на родной земле. Одна выпускница, например, трудится заведующей фермой. Если говорить об Александре Шабельском, то он всегда отличался неординарностью мышления, был заметным ребенком.
С этим утверждением полностью согласен директор ваверской школы Иван Адамчук:
— Возглавляю учебное заведение с 2005 года. Мама нашего Александра Станиславовича работала и работает в школе уборщицей служебных помещений. По ее просьбе я и отправил ходатайство в университет для распределения выпускника вуза в родную школу. На какое-то время он уезжал в Минск на заработки. Но вернулся, чему лично я очень рад. Молодой педагог взял на себя обществоведение, историю, классное руководство, поднял олимпиадное движение на новый уровень. В прошлом году он выпустил свой первый класс. Есть ученик, занявший третье место на областной олимпиаде. Постоянно готовит призеров районного уровня, но стремится выйти на республиканский.
В следующем году в Ваверке еще сохранятся две группы детского сада, но уже через год численность детей снизится. Трудно в сельской местности удержать молодежь.
— Есть и молодые люди, что остаются, — возражает директор. — Недавно пришла учитель немецкого языка. Говорит, что очень нравится. Стараюсь создать условия, домашний уют. Если учителям комфортно, то и мне комфортно. Не так давно удалось заманить учителя физики. Молодой парень, в прошлом профессионально занимался футболом. Вместе с Александром Шабельским он в списке резерва руководящих кадров. Они дружат, делят один кабинет на двоих. Часто в шутку спорят, какой предмет важнее — физика или обществоведение. А я им говорю, дескать, география — вот предмет номер один. Так и живем.
В прошлом году Александр Шабельский купил домик в соседней деревне Серафины, завел подсобное хозяйство. И говорит, что сейчас все его мечты о будущем связаны с тем местом, где он родился и вырос. Именно так, как он много лет назад написал в письме Президенту.
kondratsieva@sb.by