Первое слово дороже второго?
25.11.2008
Когда малыш начинает отставать от сверстников, взрослые, погоревав, обычно ищут причину всех бед не в настоящем времени, а в прошлом. Виноватыми оказываются кто и что угодно — наследственность, неумелые врачи, тяжело протекавшая беременность, только не сами домашние с их сложными характерами и бесконечными хлопотами. Но что для взрослого — привычка, для ребенка — часто вещь разрушительная.
Более 30 лет работает с детьми учитель–дефектолог Галина Гетманенко. Сегодня она помогает малышам с тяжелыми нарушениями речи в минском детском саду № 383. К сожалению, порой усилий логопеда недостаточно: многое зависит и от желания родителей взглянуть в лицо реальности. Как помочь ребенку — об этом наш разговор с Галиной ГЕТМАНЕНКО.
— Каждый малыш — индивидуальность. Но временные показатели в его развитии все же существуют. К году он начинает произносить простые гласные и согласные звуки, звукосочетания, слова. Некоторые начинают говорить в восемь месяцев, другие — в год, бывает и позже. До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. Вместо этого ребенок использует так называемое слово–предложение. Например, прося у мамы машинку, произносит: «Би–би». К концу второго года речь хоть и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства.
— Галина Александровна, насколько важна для развития ребенка «погода в доме»?
— Если малыш родился здоровым, но родители всегда очень заняты, то возникает вероятность отставания в речевом развитии вследствие педагогической запущенности. Ведь сына или дочь мало накормить, одеть, необходимо помогать им развиваться. Многие мамы, боясь «случайного микроба» в доме, не только выдраивают все до блеска, но и ограничивают свободу крохи, определив ей место в манеже. А как же она будет познавать окружающий мир? Наоборот, в одном углу комнаты нужно положить мягкую игрушку, в другом — машинку. Показать и рассказать ребенку, что это. Готовите на кухне — возьмите малыша с собой, подготовьте место, пускай погремит кастрюлями, это тоже познавательный процесс. Учеными доказано: чем больше ребенок узнает предметов при помощи ощупывания, тем быстрее будет развиваться речь. Поэтому, например, уже в два года нужно давать малышу ножницы с закругленными концами, показывать, как с ними обращаются... Есть такое понятие «гиперопека». Это когда родители сами все делают за отпрысков. К нам приводили детей, которые в четыре года не умели держать ложку, не то что пользоваться ею, в три года носили подгузники. У них тоже возникают проблемы с развитием речи. На ребенке отражаются и скандалы между членами семьи, и отсутствие единой линии поведения у взрослых (бабушка с дедушкой балуют, а родители более строги).
— Многие родители полагаются на телевизор, как на няньку. Лишь бы дитя не плакало!
— А компьютер, игровые приставки? Дошколята уже вовсю их обсуждают.
— К нам в группу направили мальчика, который постоянно находился в возбужденном состоянии, плохо ладил со сверстниками и редко участвовал в детских, развивающих играх. Жил, можно сказать, в своем мире, отождествляя себя с роботом, Бэтменом, драконом... В конце концов выяснилось, что мальчишка практически все свободное время дома проводил за компьютерными играми. Родители ничего тревожного не замечали. Наоборот, радовались, что дитя занято «делом», и даже считали, что у них растет компьютерный гений... Мы посещаем наших воспитанников на дому, изучаем обстановку, в которой они живут, чтобы выяснить и исключить все факторы, тормозящие развитие. Так вот: за время своей работы компьютер, в который загружены развивающие игры, я видела только в двух семьях!
— Как научить маму с папой правильно вести себя с ребенком?
— К сожалению, когда мы выявляем общее недоразвитие речи и сообщаем об этом родителям, некоторые воспринимают это как оскорбление. Они не понимают всей серьезности ситуации! Но ведь если воспаление легких не лечить, то сам человек не выздоровеет, а заболевание пройдет с осложнениями. С общим недоразвитием речи у детей схожая ситуация. Если ребенку не помочь, то это грозит в будущем плохой успеваемостью, замкнутостью, беспричинной нервозностью и озлобленностью, депрессиями... Хотите, чтобы малыш научился говорить, — открывайте ему мир, беседуйте обо всем. И не нужно пытаться раньше времени сделать его взрослым, он должен чашу детства испить до дна.
Беседовал Игорь ЖУК.