Первая взятка в пачке чая и явка с повинной в день задержания. В суде по «делу банкиров» допросили Касперовича

Подробности по «делу банкиров» суду сегодня рассказал обвиняемый Феликс Касперович — председатель правления Белорусского межбанковского расчетного центра, подведомственного Национальному банку предприятия. Напомню, всего в громкой истории со взятками при поставках телекоммуникационного, компьютерного оборудования 16 фигурантов — руководителей банковских и коммерческих учреждений, госорганов. Первыми в декабре 2018 года были задержаны Касперович и его коллега и друг Андрей Подгорный, заместитель начальника главного управления информационных технологий Нацбанка. Оба банкира, как и еще три человека, заключили досудебное соглашение о сотрудничестве.

Феликс Касперович и Андрей Подгорный были не только коллегами, но и друзьями. В период, о котором идет речь в материалах дела, оба работали на разных должностях, часто вместе. К примеру, когда Касперович возглавлял управление программно-технической инфраструктуры платежной системы главного управления платежной системы Национального банка, коллега был у него замом. Потом старший товарищ руководил управлением инфраструктуры информационной и платежной систем главного управления информационных технологий, коллега и тут становится его заместителем, а со временем и сам возглавляет это управление. Затем один стал директором расчетного центра Нацбанка, второго назначают замом руководителя главного управления информтехнологий банка…

Согласно обвинению, первую взятку Касперович принял в 2007 году, дома у еще одного банковского работника — Игоря Кудасова, замначальника главного управления платежной системы Нацбанка. Так решался вопрос согласования договора между чешской компанией и главным белорусским банком. Речь шла о поставке, монтаже оборудования и приобретении программного обеспечения к нему, обучении банковских работников. Сумма той сделки превышала 2,5 млн долларов.

Взятку в 20 тысяч долларов Кудасов передал Касперовичу (из расчета, что часть он передаст Подгорному) в пачке чая. Часть денег оставил себе. За что они? «Видимо, так компания решила отблагодарить, мотивировать сотрудников заказчика, — попытался объяснить в суде Касперович. — Я понимал, что это незаконно, но… В то же время мы качественно сделали свою работу, как и раньше, не в ущерб предприятию».

Незаконных фактов было много. В списке искавших содействия высокопоставленных банкиров — компании-поставщики IBA CZ, s.r.o., «Солидекс» и «Солидекс ПИ», «Мобильный сервис», «НИИЭВМсервис», «АМТ-Груп Интернешнл» и др. В обвинении сказано, что Касперович и Подгорный от разных людей и в разное время в качестве взяток получили более 868 тысяч долларов.

Судя по занимаемым должностям обоих фигурантов, можно предположить, что, зарабатывая официально, они вряд ли остро нуждались в деньгах. Тогда почему не отказались от тех, которые могли привести за решетку? В подобных ситуациях те, кого уже прижали к стене фактами, обычно говорят: мол, что-то пошло не так, раскаиваются и сожалеют. В суде это «что-то» в большинстве случаев объясняют собственной слабостью или тем, что и сами не понимают, почему преступили черту… Так свой поступок объяснил теперь и Касперович.

Выступая в суде, он динамично и громко зачитывал заготовленное выступление. Вину признал по всем предъявленным эпизодам. Напомнил, что явку с повинной написал в день задержания: «Также заключил досудебное соглашение о сотрудничестве, свои обязательства по нему выполнил».  По словам обвиняемого, он также выдал правоохранительным органам свой тайник в доме родителей, где хранились облигации на сумму 377 тысяч долларов и 5 тысяч евро. Доход, полученный преступным путем, Касперович уже возместил.

Затем он охотно и в подробностях отвечал на вопросы гособвинителя и судьи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter