Пермская дочка Константина Хабенского нашлась на улице
04.07.2012 16:15:59
На съемках фильма «Географ глобус пропил» Константин Хабенский стал папой, взобрался
на 70-метровый Чертов Палец, а в свободное от работы время преподавал в театральной студии. Экранизацию романа Алексея Иванова, в которой Хабенский играет учителя географии, зритель увидит в следующем году.
С рюкзаком теплее
Утро, прохладно, даже промозгло. На перрон небольшой станции Пермь-1 вваливается компания
По сюжету молодой биолог Виктор Служкин (Константин Хабенский) от безденежья идет работать учителем географии в обычную школу. Он борется, а потом и дружит с учениками, конфликтует с завучем Розой Борисовной (Агриппина Стеклова), ведет девятиклассников в поход сплавляться по реке, влюбляется в ученицу Машу Большакову (Анфиса Черных). Еще он пытается ужиться с женой Надей (Елена Лядова) и водит в детский сад маленькую дочку. Он просто живет…
– Сегодня снимаем сцены на вокзале и в электричке, – рассказывает второй режиссер Ирина
Третьякова. – Нам повезло: попали в длительный перерыв между поездами, поэтому вокзал перекрывать не пришлось.
Четыре часа работы на улице под пронизывающим ветром… Главный режиссер и сценарист картины
Александр Велединский подходит к Константину Хабенскому:
– Рюкзак можешь снять, съемка закончена.
– Нет, не буду, с ним теплее, – отвечает тот.
Одна из актрис массовки, пока идет подготовка к следующей сцене, чтобы скрасить ожидание, кидает горсть семечек голубям. Тут же у ее ног собирается целая стая. Это замечает режиссер:
– Отлично, пусть в кадре будут голуби.
Реквизитор тут же раздает актерам на перроне печенье:
– Прикармливайте голубей, но в меру – чтобы не наелись и не улетели раньше времени.
В Перми актеры стали как родные
Идея экранизации романа писателя Алексея Иванова «Географ глобус пропил» принадлежала Валерию Тодоровскому, который выступил продюсером фильма.
– Роман Алексея Иванова, без сомнения, лучшее, что написано в современной российской литературе об учителях, – считает Тодоровский. – Это произведение полно настоящего драматизма, юмора и в то же время света, поэзии, любви к учителю – обыкновенному земному человеку, способному неформально отдавать себя ученикам. Потрясающие характеры взрослых и подростков дают возможность артистам сыграть исключительные роли.
– Служкин – интересный персонаж, – размышляет Константин Хабенский. – Он одинок, ищет любовь, пытается всеми способами не состариться раньше времени. Наверное, именно в этом наши с ним точки соприкосновения. Мы вынесли в эпиграф фильма фразу «Все мы в поисках любви» – и в итоге подведем к этому героя.
– В сценарии сохранены основные линии романа, – говорит Александр Велединский. – Но действие из 1990-х годов перенесли в наше время: айфоны, интернет, даже выражения иные. Но обещаем, что фильм будет соответствовать духу книги. Снимать было решено именно в тех местах, которые описал в книге автор. Работали в школе № 1 в Закамске – той самой, где учился Алексей Иванов и которую вывел в своем романе, – продолжает Велединский. – Детский сад выбрали рядом со школой – забор в забор. Очень удобно. Даже придумали такую мизансцену: Костя выбегает из школы, перелезает через забор и идет в детсад за дочкой. В прошлом году летом в поисках натуры прошли на плотах по рекам Пермского края.
За время съемок киногруппа в школе стала уже как родная.
– Сначала нам сказали: в школу нельзя, идет учебный процесс, только в выходные! – улыбается Ирина Третьякова. – А в итоге нас не просто пустили, но еще и предоставили школьный реквизит: парты, стулья, глобусы. Мы покупали только ранцы, сумки, книги по географии для актеров.
Добрый кинопапа Хабенский
– Ребят подбирали по-разному, – подхватывает Ирина Третьякова. – Встречались с детьми и с улиц, и с учащимися театральных вузов. В итоге студентов у нас только трое, остальные – дворовые. Ребята стараются, чувствуют ответственность. Исполнительницу роли Таточки, дочки главного героя, тоже взяли с улицы. Искали девочку, чтобы была похожа и на Костю Хабенского, и на Елену Лядову. Настенька Золотко очень старается и здорово выросла в профессиональном плане с начала съемок, стала настоящей актрисой. Всегда понимает, когда и что в кадре сделать. Костю зовет папой. Потом, правда, добавляет: кинопапа. Говорит, что кинопапа добрый, нестрогий. А Хабенский, кроме съемок, еще успевает и студию театральную вести здесь, в Перми, и даже театральные мастер-классы проводит для учеников школы, где проходят съемки.
Покорение Седого Урала
В экстремальные условия группа попала во время съемок сплава. Перед этим все актеры прошли тренировки с каскадерами – специалистами по рафтингу. Только приехали на место в поселок Усьва, как уральская погода преподнесла сюрприз: на несколько дней зарядили дожди с грозами и град.
– Для съемок на реке построили специальный операторский плот: скрепили два катамарана, положили настил, чтобы на нем уместилось 15 человек, да еще камеры, – рассказывает второй режиссер Ирина Рестеу. – Запечатлели потрясающие красоты края! В один из дней был сложнейший подъем на 70-метровую скалу Чертов Палец. Планировали добраться до нее на грузовике «Урал», но оказалось, что на машине туда не подъехать. Пришлось брать у местных жителей байдарки и моторные лодки, на них грузить оборудование и актеров и частями переправлять к месту съемок. Прибыли, взглянули: страшно, аж дух захватывает! Но режиссер Александр Велединский сказал: «Раз уж приехали на Седой Урал, надо взбираться!»
Из актеров на подъеме с нами были только Костя Хабенский и Анфиса Черных. Зато остальным достались водные процедуры: во время съемок преодоления речных порогов ребят-актеров облачили в гидрокостюмы, привязывали тросами к лодкам и окатывали из брандспойтов. Когда снимали крупные планы – обливали водой из бочки, раскачивали лодки. В общем, было очень весело. Ребята в кадре все терпели, не жаловались: «Я устал, я не буду!» Каскадеры их подменяли только на самых опасных участках.
Мила ФАСТОВСКАЯ, ООО «Теленеделя», Москва (специально для «ЗН»), фото Любови ИЗГАГИНОЙ