Перевод кистью
05.07.2012
Сегодня в Минске представят книгу репродукций полотен Бялыницкого–Бирули
Мастеру удалось вписаться в советскую действительность: не пришлось писать партийных бонз и посчастливилось удостоиться звания народного художника РСФСР. Он переводил кистью на холст бушующие и талые реки, дремлющие под снегом часовни, запечатлел пушкинские места, дом Чайковского в Клину, Баренцево море и Заполярье.
После Великой Отечественной войны художник приехал в Минск — писать с натуры город и окрестности. «Начало лета», «Старая белорусская деревня», «Сенницкая церковь» — в этих простых сюжетах передано настроение восстающей из руин страны. Но не через символику «трудового подвига», а через распускающиеся весной деревья, зеленеющие поля...
Пожалуй, лучшие натюрморты в белорусском искусстве создавал Иван Хруцкий, портреты — Валентий Ванькович, а пейзажи — Витольд Бялыницкий–Бируля. Все они стали великими мастерами в России, происходили из шляхетских семейств. Тем не менее каждый из них — белорус, не только по месту рождения, но и по сюжетам своих произведений.
Национальный художественный музей и издательство «Беларусь» с начала года приступили к изданию альбомов серии «Знаменитые художники из Беларуси». Уже вышли собрания произведений Хруцкого, Ваньковича, а сегодня в музее будет представлена книга репродукций полотен Бялыницкого–Бирули — к 140–летию со дня его рождения. Директор музея и составитель альбома Владимир Прокопцов:
— Книга малого формата и стоит, как чашка кофе с пирожным. За три года мы издадим 30 альбомов. На очереди — публикации произведений Язэпа Дроздовича, Фердинанда Рущица, Станислава Жуковского.
Жуковский, выходец из–под Гродно, также учился у Левитана. В 1899 году его «Лунная ночь» была приобретена Третьяковской галереей. К началу XX века Жуковский стал одним из самых известных в России импрессионистов. Участвовал в выставках «Мира искусства». Жил преимущественно в Москве. Организовал здесь частную школу, где преподавал до 1917 года.