Перекресток интересов
24.05.2007 01:00:00
Газпром продолжает поставлять Беларуси газ примерно за половину ранее оговоренной цены – 55 долларов за тысячу кубометров. При поставке 21 млрд кубометров за 2007 год это позволит российской стороне получить лишь 1,155 млрд долларов, а «недостающие» 0,945 млрд будут оплачены из средств специального технического кредита, предоставленного Минфином России. Это делается для стабильного газоснабжения Беларуси и с учетом просьб Минска о льготном режиме удорожания российского газа.
С июля 2007 года Беларусь планирует перейти на 100-процентную оплату газа, то есть по 100 долларов за тысячу кубометров. Об этом недавно заявил первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко. По его словам, Беларусь ныне оплачивает не только текущие платежи, но и погашает задолженность за часть прежних поставок российского газа: «С середины года мы должны выйти на стопроцентную оплату и начать одновременно погашать задолженность, которая образовывается с начала года».
Сегодня большое значение приобретает и то обстоятельство, что именно через Беларусь проходит кратчайшее расстояние поставок российского газа для зарубежной Европы. Доля белорусского маршрута в экспортных поставках российских энерготоваров пока достигает 30%, но в ближайшие годы она, по экспертным оценкам, наверняка увеличится до 40, а то и 45% – благодаря передислокации на Беларусь части «энергопотока», следующего через Украину, и сооружению новой газомагистрали Ямал – Европа.
По мнению германского аналитика Клауса Эрдемайера, «для европейской энергетики ныне важны не столько политические симпатии или антипатии, сколько своевременность и надежность импорта нефти и газа. А в такой ситуации энергомаршруты через Беларусь максимально надежные, сравнительно дешевые и короткие».
Важно и то, что в связи с ограничением офшорного бизнеса в регионе ЕС европейские инвесторы и другие бизнес-структуры заинтересованы, по очевидным причинам, в льготных, т.е. особых экономических зонах (ОЭЗ) за пределами Евросоюза и соответственно в большем экспорте капиталов именно через такие зоны. Между тем не только количество, но и эффективность белорусских ОЭЗ повышается. На это влияет и их размещение – вблизи границ Беларуси со всеми соседними странами, в том числе с участвующими в ЕС Польшей, Латвией и Литвой.
Заметим в этой связи, что «стартовала» одобренная руководством Евросоюза зона экономико-экологического сотрудничества «Даугава – Западная Двина», охватывающая белорусско-латвийско-российское приграничье. Это, естественно, сблизит и Россию, точнее – российско-белорусский Союз с общеевропейским рынком капиталов и финансово-инвестиционных услуг.
Аналогичные запланированные зоны, которые тоже будут трансформированы в ОЭЗ, – «Неман» (белорусско-литовское приграничье и Калининградская область) и «Днепр» (Приднепровские области России, Беларуси и Украины). Их проекты одобрены Евросоюзом.
По расчетам специалистов Всероссийского научного института конъюнктурных исследований, благодаря таким зонам доступность европейских кредитно-инвестиционных средств для России и Беларуси увеличится вдвое. Это, в свою очередь, благоприятно скажется на значимости всей Беларуси для экономики и внешней торговли ЕС. Но прежде всего повысится и политическое значение белорусского «коридора» и для России, и для Европы.
И неудивительно, что, к примеру, темпы роста именно европейских капиталовложений (прямых и портфельных) в белорусские ОЭЗ остаются высокими и могут в ближайшие месяцы увеличиться на 20–25 процентов.