Печать (№ 1. Из цикла «Каннибалы глобализации»)
11.11.2008
№ 1. Из цикла «Каннибалы глобализации»
Группа российских журналистов готовилась к пресс-конференции, которую давал для них глава белорусского государства Александр Лукашенко. Согласовывали вопросы, чтобы не дублировать друг друга. Тогда и услышал легкий шепот коллег: может, не надо… Все-таки тонкая материя, а нас здесь так хорошо приняли...
Но надо знать россиян! Вопрос этот они все же задали. Однако в итоге он оказался из тех, на которые (а есть ли другие?) белорусский лидер ответил достаточно внятно и исчерпывающе. Почему Беларусь сразу вслед за союзницей Россией не признала независимость Южной Осетии и Абхазии? Да не было нужды в такой спешке. Словом, ответ вы помните.
В те дни я внимательно следил за российскими СМИ. Реагировали они адекватно, согласно обстановке. Все верно. Но странное дело — почти никто не задавался вопросом: а почему все же значительная часть грузин пошла вслед за Саакашвили и готова была к агрессии? Да, проскользнула информация о том, что Вахтанг Кикабидзе отказался от российской госнаграды и поддержал президента Грузии. Но все это звучало как-то невнятно, странно… А вот тут — стоп. Когда речь идет о жизни и смерти конкретных людей, невнятности не должно оставаться места. Но… Посмотрите, как легко мы привыкли к потере человеческой жизни вообще! Любой! Возьмем два плана. Первый. Не знаю точно, кто первым смотрит по утрам милицейскую сводку. Но, думаю, министр Владимир Наумов видит ее не последним. Изо дня в день. Да ему памятник надо ставить, ибо даже протокольные сообщения из нашей бытовухи способны взорвать нормальную человеческую психику.
…Сын исковеркал смертельными ножевыми ранениями мать. Отец топором отрубает голову сыну и его сожительнице… Боже, сколько же мне самому приходилось читать такие ужастики! Заметим: все эти люди при обычных обстоятельствах ездят с нами в одних автобусах, стоят рядом в очередях. Так что же должно произойти в этой жизни, чтобы так взорвались психика, душа и пробудили в нем каннибала?.. Мы постараемся найти ответ на этот вопрос, а пока – план второй.
Серьезный и глобальный. Уже не бытовуха, но такая же конкретная ЖИЗНЬ…
Белорусы и россияне – победители Великой Отечественной — в следующем году торжественно и ярко отметят 65-летие освобождения нашей республики от немецко-фашистских захватчиков. А другие? Для многих причастных к этому событию сам факт Великой Отечественной стал слишком далекой страницей истории, а для кого-то и вовсе мифом. Почему? Размышляя, окиньте взглядом хотя бы бегло историю человечества… Увы, она состоит не из мира. Из войн. Случаются лишь короткие передышки, чтобы остудиться и набраться сил. Странно, что при всем этом мир продолжал и продолжает путь к развитию самой цивилизации.
Примеры, конкретней некуда, демонстрирует уже новейшая история. Афганистан, Ирак, Югославия, Грузия…
Архитекторы глобализации стали осторожнее, хитрее. Они избрали тактику региональных войн и конфликтов. Здесь всегда можно что-то скорректировать и даже отступить (как в случае с грузино-осетинской войной) на какое-то время. Но не меняется суть проблемы. Ведь на кону всегда стоит человеческая жизнь. ЖИЗНЬ КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА.
Кто же наделил человека правом отнимать жизнь у другого? По любой логике сделать это мог только Всевышний. Но известная заповедь гласит: не убий! Выходит, мы сами взвалили на себя эту ношу, оставив на лбу печать каннибала даже тогда, когда с эволюцией мозг развился так, что способен состязаться с компьютером. Тогда зачем умиляться по поводу великого братства и любви к себе подобному? Мы здесь научились более-менее соблюдать приличия и быть лицемерно осторожными. Ничего не изменилось на этом «шарике» со времени создания. Несовершенное существо с печатью убийцы стало лишь изощреннее и цивилизованнее. Словом, как сказал в свое время Жюль Ренар: «Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка». Огорчает другое. Все эти Соланы, Буши, Карла дель Понто, Саакашвили и другая рать — лицемеры наивысшего порядка и одновременно верующие люди! Так и хочется бросить камень в сторону религии, особенно ее передовых конфессий, но понимаешь, насколько это глупо и бесполезно. В любом теологическом споре тебя легонько возьмут за руку и уведут в сторону.
Не получается бросить увесистый булыжник и в сторону самой глобализации. Все дело в том, что те, кто запустил этот адский механизм, уже сами не в силах на него повлиять и что-то изменить. Неплохо сказал об этом один из героев романа Харуки Мураками «Дэнс. Дэнс. Дэнс»: «В наше время нет места индивидуальным системам. Сейчас все можно купить за деньги. В том числе и человеческое мышление. Сходил, купил, что нужно, и подключаешь к своей жизни. Очень просто, и сразу используешь в свое удовольствие. Компонент «А» подключаешь к компоненту «Б». Щелк — и готово. Устарело что-нибудь – сходил, заменил. Так удобнее. А будешь цепляться за «свою систему» — жизнь тебя выкинет на обочину. По принципу: кто любит срезать углы, тот мешает уличному движению».
И все же хоть какая-то справедливость в этом мире есть. Никакая гребаная глобализация не может отнять у нас душу, наше сугубо индивидуальное мировосприятие. И никакие лицемеры от политики, религии, идеологии не могут лишить нас права и возможности ценить то, что нам понятно и дорого. Любить то и тех, кого мы готовы и способны любить.