Политолог о партийном строительстве
02.09.2022 08:55:00
Очень важное совещание состоялось на днях у Президента, оно касается всех нас и нашего будущего. Речь шла о партийном строительстве и развитии гражданского общества в Беларуси. Готовится ряд законопроектов, которые по-новому и в новых условиях будут регулировать сферу политической активности.
Самая важная концептуальная рамка была озвучена Главой государства — политические партии и общественные объединения в нашей стране должны служить национальным интересам и укреплению суверенитета, а не работать против этого.
В первую очередь это означает то, что никакая сила, претендующая на влияние и власть в нашем государстве, не должна финансироваться извне, потому что в таком случае она будет работать на интересы внешних сил, как правило, враждебных нашему строю и ценностям.
К сожалению, долгие годы мы допускали ситуацию, когда такие партии и общественные объединения у нас существовали. Они называли себя оппозицией и гражданским сектором, но на деле оказались агентами иностранных спецслужб и «пятой колонной», которую старательно готовили для осуществления государственного переворота.
Но их время ушло, из 15 партий останутся лишь те, кто разделяет патриотический консенсус, который заключается в незыблемости государственного курса, приверженности избранной народом символике и ценностям, проверенным временем.
То же самое коснется и общественных организаций, которые должны играть конструктивную, а не деструктивную роль в стране и являться народной опорой для государства.
Возможно, кто-то скажет, что это расходится с некими принятыми представлениями и демократии, и политической сферы. Но где принятыми? На Западе, где изобрели и продвигают по всему миру такие институты, которые работают только на укрепление его влияния и могущества.
При этом эти институты могут не работать в других регионах или работать на подчинение самому Западу, раздающему оценки, что правильно, а что нет. Но кроме Запада есть и другие модели построения политической активности.
Президент не зря часто упоминал Китайскую Народную Республику — там творчески переработали советскую и западную политические системы, используя собственные традиции.
Да, в Китае существует ведущая политическая сила — Коммунистическая партия Китая, но есть и другие партии, разделяющие магистральный курс государства. И эта система эффективно работает.
Кстати, на совещании не зря была отмечена роль Коммунистической партии Беларуси. Она не просто сохранилась, но продолжает играть существенное значение во внутренней и внешней политике нашей страны. И абсолютно правильным было решение не заниматься безумной декоммунизацией, как это делали многие наши соседи.
В стране должна быть влиятельная политическая сила, которая стоит на страже социальных достижений и социального государства. Как правило, это партии левого спектра. И у нас, безусловно, есть база для существования и поддержки такой силы.
Беларусь во многих случаях была исключением из многих модных в свое время тенденций — когда все вокруг бежали за западными миражами, мы последовательно выбирали собственный курс развития в экономике и в геополитике. То же самое должно касаться и внутренней политики. Мы не должны слепо копировать западные примеры, не должны позволять проникать в нашу политическую систему враждебным и чужеродным элементам, стремящимся ее разрушить.
Поэтому наша политическая система требует тонкой настройки и стратегического подхода, для того чтобы государство оставалось устойчивым во всех сложных условиях. И есть основания полагать, что у нас получится.
Алексей Дзермант, научный сотрудник Института философии Национальной академии наук, политолог
Самая важная концептуальная рамка была озвучена Главой государства — политические партии и общественные объединения в нашей стране должны служить национальным интересам и укреплению суверенитета, а не работать против этого.
В первую очередь это означает то, что никакая сила, претендующая на влияние и власть в нашем государстве, не должна финансироваться извне, потому что в таком случае она будет работать на интересы внешних сил, как правило, враждебных нашему строю и ценностям.
К сожалению, долгие годы мы допускали ситуацию, когда такие партии и общественные объединения у нас существовали. Они называли себя оппозицией и гражданским сектором, но на деле оказались агентами иностранных спецслужб и «пятой колонной», которую старательно готовили для осуществления государственного переворота.
Но их время ушло, из 15 партий останутся лишь те, кто разделяет патриотический консенсус, который заключается в незыблемости государственного курса, приверженности избранной народом символике и ценностям, проверенным временем.
То же самое коснется и общественных организаций, которые должны играть конструктивную, а не деструктивную роль в стране и являться народной опорой для государства.
Возможно, кто-то скажет, что это расходится с некими принятыми представлениями и демократии, и политической сферы. Но где принятыми? На Западе, где изобрели и продвигают по всему миру такие институты, которые работают только на укрепление его влияния и могущества.
При этом эти институты могут не работать в других регионах или работать на подчинение самому Западу, раздающему оценки, что правильно, а что нет. Но кроме Запада есть и другие модели построения политической активности.
Президент не зря часто упоминал Китайскую Народную Республику — там творчески переработали советскую и западную политические системы, используя собственные традиции.
Да, в Китае существует ведущая политическая сила — Коммунистическая партия Китая, но есть и другие партии, разделяющие магистральный курс государства. И эта система эффективно работает.
Кстати, на совещании не зря была отмечена роль Коммунистической партии Беларуси. Она не просто сохранилась, но продолжает играть существенное значение во внутренней и внешней политике нашей страны. И абсолютно правильным было решение не заниматься безумной декоммунизацией, как это делали многие наши соседи.
В стране должна быть влиятельная политическая сила, которая стоит на страже социальных достижений и социального государства. Как правило, это партии левого спектра. И у нас, безусловно, есть база для существования и поддержки такой силы.
Беларусь во многих случаях была исключением из многих модных в свое время тенденций — когда все вокруг бежали за западными миражами, мы последовательно выбирали собственный курс развития в экономике и в геополитике. То же самое должно касаться и внутренней политики. Мы не должны слепо копировать западные примеры, не должны позволять проникать в нашу политическую систему враждебным и чужеродным элементам, стремящимся ее разрушить.
Поэтому наша политическая система требует тонкой настройки и стратегического подхода, для того чтобы государство оставалось устойчивым во всех сложных условиях. И есть основания полагать, что у нас получится.
Алексей Дзермант, научный сотрудник Института философии Национальной академии наук, политолог