Лучше меньше — но сильных
Не секрет, что граждане, далекие от политических баталий, о партиях в нашей стране слышали до неприличия мало, и вряд ли вы быстро найдете тех, кто смог бы назвать их все, а уж тем более указать фамилии партийных лидеров. Если же дойдет до выяснения программных положений или идеологических пристрастий той или иной партии, станет совсем грустно. Социологи фиксируют, что рейтинг политических партий как институтов, о которых знают и которым доверяют избиратели, стремится к статистической погрешности.
Не хватает партиям и ярких харизматичных лидеров, а также раскрученного партийного бренда. Имена пары-тройки оппозиционных политиков еще, быть может, на слуху у интересующихся граждан, но для большинства личности партийных боссов — terra incognita.
Отчасти в незначительном влиянии партий на политику у нас виновата избирательная система. Мажоритарные выборы лишь на определенных этапах позволяют кандидату воспользоваться партийной поддержкой (например, во время выдвижения и сбора подписей), но при этом люди все равно голосуют за личность, зачастую не соотнося ее с партийной принадлежностью. Отсутствие принципов коалиционности в работе Парламента также абсолютно не требует от депутатов придерживаться партийной дисциплины и делает их независимыми от партийных структур и программ.

Думаю, что для повышения роли партий в системе управления государством им самим необходимо позаботиться о большем присутствии в СМИ, создании собственного положительного имиджа реальными делами, а не пустыми заявлениями (причем не в предвыборный период, а в повседневной жизни), раскруткой харизматичных и активных лидеров. Ну а в помощь этому повороту партий к избирателям могло бы стать изменение избирательной системы на смешанную и предоставление крупнейшим и пользующимся авторитетом у населения парламентским партиям государственной финансовой поддержки.
Алексей БЕЛЯЕВ, политолог.
Эпоха постматериализма
Выросло поколение независимой Беларуси, которое не видело СССР и было воспитано в совершенно других политических реалиях. В независимой стране сформировался частный сектор экономики, в котором занято сегодня более половины трудоспособного населения. А это уже другие отношения между человеком и государством. Прежде всего психологически. Также независимой Беларуси неведомы те проблемы, которые сильнейшим образом влияли на сознание и поведение общества позднего СССР. У нас нет дефицита продукции или услуг. Рынок наполнился всевозможными вариациями товаров. Теперь не нужно доставать тот или иной товар через знакомых.
Белорусы все более активно стали взаимодействовать и с представителями органов государственной власти. Они хотят большей публичности в принятии решений и участия в них общественности. Поэтому запрос есть. Социологи еще в 2016 году зафиксировали потребности граждан в политических трансформациях: увеличении полномочий Парламента, местных представительных органов власти. Более того, итоги выборов в Палату представителей 2016 года также показали изменения запросов граждан. Количество представителей политических партий увеличилось вдвое. За партийных кандидатов по стране отдали свои голоса 22,5 процента избирателей, а в Минске эта цифра достигла 44 процентов. Думается, что нынешняя парламентская кампания сохранит тенденцию к увеличению доли представителей политических партий в Парламенте. Проанонсированная Президентом конституционная реформа только подогреет интерес к избирательной кампании партий и общественных объединений.
Однако не следует и пускать телегу впереди лошади. Трансформации должны происходить постепенно. Факт остается фактом: несмотря на явный запрос граждан на изменения, существующие политические партии пока не могут удовлетворить запросы граждан. Как итог, их структуры сегодня испытывают глубокий кризис. На прошлых парламентских выборах ни одна из действующих политических партий не смогла выдвинуть кандидатов в каждый избирательный округ. Думаю, что и в парламентской кампании 2019 года сохранится такая же проблема. Нет ощутимого роста состава и структур партий. Имеется дефицит средств и кадровый голод. Но, самое главное, имеется проблема связи между партиями и народом. Если говорить по-простому, народ живет своей жизнью, а партии — своей.
В этой ситуации, конечно, нужно понимать, что «ломать — не строить». Какие-либо изменения по форме выборов Парламента не нужно делать с кондачка. Я начал бы с увеличения функций местных органов власти и перевода выборов в областные, районные и городские Советы депутатов на смешанную систему (50 процентов по партийным спискам, а 50 — по мажоритарным округам). Это простимулирует политические партии развивать структуры на местах, расширять актив и работу с гражданами. А главное, даст возможность включиться в активную жизнь страны, но не сразу сверху, а снизу, с уровня местных Советов.
С другой стороны, следует продумать систему государственного финансирования партий при условии прохождения определенного количества ее кандидатов в Парламент. Такая практика существует у всех наших соседей. В ФРГ, например, даже сформированы у всех парламентских партий свои околопартийные фонды, финансирующие гражданские проекты в стране. В России, Украине и Казахстане каждая политическая партия, прошедшая в парламент по партийным спискам, получает финансирование.
Создание механизмов финансирования государством наиболее популярных политических партий сможет оживить их деятельность и минимизировать денежные вливания в гражданское общество из-за рубежа, что сделает Беларусь еще более суверенным и независимым государством.
Петр ПЕТРОВСКИЙ, эксперт РОО «Белая Русь».