Что предлагают брестские борцы за правильную парковку во дворах

Парковка просит кирпича

Все ли средства хороши в борьбе с «автохамами»?
Брест, в котором на 320 тысяч человек приходится почти 150 тысяч машин, восстал против парковки на зеленой зоне. За дело взялись представители молодежного общественного объединения “Время Земли”. Они “застукивают” машины на месте “преступления” и оставляют владельцам напоминание о правилах дорожного движения. Полсотни забывчивых водителей уже получили листовки-предупреждения, что “факт нарушения был зафиксирован средствами фотосъемки и/или видеозаписи”. А что дальше?


Фото Владимира ШЛАПАКА

Последнее волонтерское предупреждение


“Время Земли” — организация экологическая. Ее инициатива “Зеленый дозор” в брестском микрорайоне Вулька началась не более месяца назад, но уже известна многим.

Неприметный дворик. На травке за сорванным шлагбаумом-самоделкой несколько машин. Гуляющие неподалеку мамы с малышами не скрывают эмоций:

— Были времена, в этой песочнице ночевали даже джипы. А нам негде было погулять с детьми. Беседы с владельцами авто не помогали, у них всегда был неоспоримый аргумент: других свободных мест во дворе нет, на дороге машину не бросишь.

На территории соседствующей многоэтажки на улице Вульковской, 116 железные кони “пасутся” на траве так часто, что местами в газонах проели плешь. Владимир, проживающий на Вульковской, озвучивает типичное соревнование: чтобы успеть поставить машину в своем дворе, после работы жильцы должны изо всех сил мчаться к подъезду:

— А листовками ничего вы не решите. Если не я, то мой сосед займет это место на газоне.

Пессимизм местных понятен: с одной стороны, их старый район закладывался, когда лишь несколько человек в доме имели собственные машины. Теперь же в некоторых семьях их по две и больше. С другой — строятся супермаркеты, новые кварталы, а огромный пустырь на Вульковской (его-то вполне можно было превратить в стоянку) который год скучает без дела.

Фиксируя хамство отдельных водителей, волонтеры призывают людей уважать права других. “Время Земли” собирает предложения от местных, анализирует обстановку. К началу ноября активисты уже знают приблизительное число нарушителей, то есть тех, кому не хватает официальных мест для стоянки. Но выписывать штрафы не самое действенное решение, по мнению инициаторов народной проверки. Ребята из “Времени Земли” предлагают задействовать под стоянки “квадратные” возможности близлежащих торговых объектов:

— Мы попробуем получить разрешение, чтобы жильцы близлежащих домов могли законно оставлять здесь машины. Есть мысль составить сопроводительную брошюру: сколько минут жилец определенного дома, у которого нет машины, добирается до остановки и сколько времени требуется автовладельцу, чтобы дойти до предлагаемого места стоянки, — рассказал глава движения “Время Земли” Григорий Терентьев.


Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ

Эпоха тихих дворов закончилась?


Еще 20 лет назад дворы в крупных городах были в полном распоряжении жильцов. Здесь детвора гоняла в футбол и “резалась” в казаки-разбойники. Развевалось на ветру белье. Выбивались ковры. Лавочки перед домами были базой клубов по интересам. Здесь же устраивались массовые гулянья по праздникам. Сегодня ничего этого не осталось — придомовые территории надежно оккупировали автомобили, владельцы которых раз за разом доказывают, что даже самая маленькая территория может быть поистине резиновой.

В 70—80-е годы прошлого века, могут вспомнить старожилы многих дворов, на сотню живущих в доме семей приходилось 2—3 авто. Да и те хранились в надежных гаражах, пусть и не в шаговой доступности. Иначе нельзя было — того и гляди колеса снимут или зеркала скрутят. Сегодня, по официальной статистике, в одном только Минске на 1000 жителей приходится более 400 машин. Нужно также учесть и транспорт из других регионов страны. И все это железо нужно “складировать”, как временно, так и постоянно. Вопрос: где?

Ответ, казалось бы, на поверхности — строить больше стоянок, в том числе и перехватывающих, на окраинах городов. Но не все так просто. В мегаполисах каждый клочок земли на вес золота. Отвести площадку под строительство очередного торгового или бизнес-центра гораздо выгоднее, чем для нужд автомобилистов. Отсюда очередная волна уплотнения застройки, наплыв все тех же водителей, недовольство местных жителей. И прозрачные намеки “паркунам”. Где просто кирпич на капот положат, предварительно газетку постелив. А где и гвоздем или краской по корпусу тачки “автохама” пройдутся.

Начальник управления архитектуры и градостроительства Брестского горисполкома Николай Власюк говорит, что городские власти проблему с парковками постепенно решают. В проектируемых микрорайнах вопрос с нехваткой зон для стоянки вообще не стоит: сегодня при разработке жилой застройки для каждого дома мы закладываем одно машино-место на одну квартиру плюс 25 процентов гостевых.

— Со старыми жилыми кварталами, с той же Вулькой, дела обстоят сложнее, там площадей для стоянки автомобилей действительно не хватает ввиду того, что строились дома по старыми нормативам. Возведение многоуровневых паркингов для разгрузки дворов является экономически нерентабельным. Инвестора, готового сегодня вложиться в такую стройку, нет. Это объяснимо: услуга непопулярна среди горожан. В Бресте уже существует полтора десятка встроенных паркингов, но они заполнены на 5—10 процентов. Пока горожане ставят машины во дворах на газонах и пока их не штрафуют за это, стимула пользоваться паркингом не будет. Жильцам старых микрорайонов мы помогаем, находя небольшие свободные или неэффективно используемые земельные участки, которые можно асфальтировать и использовать как дополнительные “карманы” для машин.


Фото BrestCITY.com

Пройти, а не проехать


Главный инженер столичного ГО “Гаражи, автостоянки, парковки” Петр Прудников рассказал:

— Еще в 2006—2007 годах было принято решение о прекращении строительства стационарных боксов для машин. Поскольку земля стала товаром дефицитным, было решено перенимать опыт зарубежных стран и строить компактные, но в то же время вместительные комплексы — многоуровневые паркинги.

Правда, далеко не всегда благоустроенные места для машин пользуются спросом. Вот и получается: пока просторные, но удаленные от центра города площадки пустуют, дворы задыхаются от наплыва железных коней. Не спасают даже гостевые парковки.

На местном уровне разными способами пытаются увеличить количество стояночных мест. В некоторых дворах расширяют территорию за счет газонов. Правда, это не всегда законно. Недавно в одном из столичных микрорайонов такая затея вызвала резонные вопросы правоохранительных органов. Закатав в асфальт часть газона, местное самоуправление тем самым нарушило “зеленые” нормы. Раньше ЖЭСы предлагали услуги по строительству новых парковок за счет жильцов. Только вот незадача: проплаченная жильцом парковка все равно становилась общей. Поэтому от такой идеи отказались.

Еще один аспект, негативно влияющий на ситуацию с парковками, наш менталитет. Простая человеческая жадность, если хотите. Какая бы маленькая стоимость парковки ни была установлена, среднестатистический водитель попытается ее “объехать” и прощемиться в многострадальный двор.

На этой тенденции городские власти постепенно начинают “играть” и в обратную сторону. Камеры фотофиксации нарушений скоростного режима уже всем известны. А вот система выявления нарушителей в сфере парковки — новинка. Сегодня по городам колесят служебные авто с пишущим оборудованием на борту. Инспектору ГАИ уже нет необходимости, как раньше, останавливаться возле каждого “автохама” и скручивать номерной знак. Достаточно сработать фотокамере, чтобы по адресу полетело очередное “письмо счастья” со штрафом.

Председатель ОО “Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте” Юрий Важник утверждает, что в Минске парковочных мест в 4 раза больше, чем машин, поэтому проблема со стоянками, по большому счету, связана с нехваткой выгодных, удобных мест — в шаговой доступности от подъезда дома, офиса, в самом центре города.

— Дефицит удобных мест — не только наша проблема, она остро стоит во всех мегаполисах. Всюду картина примерно одинакова. На каждую выгодную парковку круглые сутки претендует несколько автомобилистов. В то же время чуть дальше места есть всегда и они пустуют. Это же касается и паркингов: они невыгодны как минимум по двум причинам. Во-первых, за пользование большинством из них нужно платить. Во-вторых, процесс парковки на них достаточно длительный.

Юрий Важник считает, что сегодня крайне необходимо сбалансировать ситуацию, сделать более привлекательными дальние, менее удобные стоянки. И главный инструмент в этом — дифференцированная оплата за разные места.

Парковка, по сути, у нас единственная бесплатная коммунальная услуга. Это нонсенс! Нужны разумные тарифы на эту услугу, так же как на электроснабжение или водопровод. Только столкнувшись с необходимостью разумной оплаты за каждое место для авто, водители станут вести себя сознательно. К слову, во многих городах стран ЕС, рассказал Юрий Важник, жильцы осознанно заключают договоры на оплату парковочных мест в своих дворах. Местные жители заинтересованы в том, чтобы на их оплачиваемые места не заезжали чужаки. В то же время тарифы на отдаленные площадки снижаются, тем самым делая их привлекательнее.

Нужно решить принципиально, что важнее для наших дворов: безопасность и экология или комфорт автолюбителей? Простор для маневрирования машин МЧС, “скорых”, мусоровозов или пара лишних “пятачков” для стоянки ленивых водителей? К слову, примеры осознанной необходимости в наших городах уже сейчас можно найти. Например, в одном из дворов столичного микрорайона Кунцевщина жильцы оставили лишь три парковочных места, предназначенных для загрузки личного транспорта. Свои машины люди отгоняют на спецплощадки. Для себя они сделали выбор и готовы потратить лишние 15 минут на пешую прогулку до квартиры, в то время как во дворе безопасно играют дети.

Как бороться с “автохамством”? Есть несколько путей. Один из них — создание волонтерского движения. Общественные организации создаются во многих странах. Порой, как в России, ативисты действуют агрессивно, заклеивая стекла “проштрафившихся” машин наклейками, ругаясь с водителями, а порой и вступая в драки. В Минске пока что более мягко действует “Зеленый дозор”, который борется с “паркунами” на газонах. Активисты также замечены в Барановичах, Полоцке... Сказать, что подобный путь эффективный, сложно. Во многих случаях деятельность волонтеров вызывает негатив. Ведь каждое действие имеет противодействие.

Второй путь — решение проблемы силами властей. Но и здесь не все однозначно. Сегодня “стояночная” проблема приобрела такой масштаб, что одних административных мер уже явно не достаточно. Если раньше один лишь факт появления сотрудника ГАИ в тесном дворе и первый же скрученный номер заставлял нарушителей едва ли не в священном ужасе прыгать за баранки и выметаться вон, то теперь штрафы (за первое нарушение — 23 рубля, за повторное в течение года — 46 рублей) пугают не всех.

Да и нельзя просто махать карающим мечом. Здесь нужно понимать: любая проблема имеет причины. И нужно устранять их, а не бороться с последствиями.


КОМПЕТЕНТНО

Наталья Сахарчук, начальник отдела по агитации и пропаганде УВД ГАИ Брестского облисполкома :


— Волонтеры являются как бы внештатными помощниками сотрудников Госавтоинспекции. Помимо того, что ребята на общественных началах мониторят ситуацию и предупреждают о факте нарушения тех, кто припарковался не по правилам, они еще проводят разъяснительную работу с жильцами микрорайонов и стимулируют их не нарушать правил остановки и стоянки. Раньше с проблемой парковки на газонах, во-первых, боролись мы, приезжая во дворы и выписывая штрафы. Помогали нам неравнодушные жильцы, которые регулярно проводили с соседями профилактические беседы. Инициатива брестской молодежи — это третья сила, которая обязательно поспособствует решению проблемы, потому что наша активная молодежь стремится сделать общество более законопослушным и современным.

ЦЕНА ВОПРОСА

Стоимость аренды среднестатистического гаража стартует с 70 рублей в месяц. Выкупить в частную собственность бокс для машины можно за 5 и более тысяч рублей.

Аренда места на крытом паркинге в каком-нибудь жилом комплексе обойдется в сумму от 100 рублей в месяц. Выкупить это же место можно за 14 тысяч рублей и выше.

Место на стоянке владельцы предлагают за 25 рублей в месяц. Купить на вторичном рынке такой “пятачок” можно за 3 тысячи рублей и дороже.

Стоимость временного или постоянного “жилья” для автомобиля варьируется с учетом нескольких факторов. Главный из них — расположение, близость к остановкам общественного транспорта и так далее. Второй по значимости фактор — наличие удобств, таких как охрана, системы видеонаблюдения, коммуникации (свет, водопровод) и прочих.

Указанные цены присущи в большей степени Минску, однако просмотр частных объявлений показал, что в областных и крупных районных центрах стоимость гаражей и машино-мест не намного ниже. Как-никак, машин меньше не становится и хранить их где-то нужно.

Как решить проблему парковки автомобилей?


Геннадий Цыганков, художественный руководитель Лиозненского народного театра “У пошуку”:

— Положение с парковками у нас зеркально отражает общую культуру общества. Сам живу в провинции, но часто приходится бывать в Минске и вижу, как хамски и бескультурно ведут себя порой водители. И на газон могут заехать, и запарковаться где-нибудь у самого входа в музей или театр. Я этого не понимаю. Лень, что ли, поставить машину на стоянку и пройти пару метров? Нет, всем надо показать, какой ты герой. Просто безобразие творится и в минских дворах. Из-за машин на зеленой зоне трудно пройти к подъезду, не задев авто пакетом или сумкой. Неужели самим водителям не жалко, что их автомобиль могут поцарапать? Двор — это место для жизни, а не для техники. Советских тихих дворов, конечно, у нас не будет, но и в машинный двор их превращать ни к чему. Поэтому нарушителей надо штрафовать, наказывать рублем, а не просто предупреждать и увещевать.

Инна Радаева, продюсер:

— Честно говоря, как-то уже надоела эта тема. Общественные организации борются с теми, кто неправильно паркуется. У нас что, других проблем нет? Живу в центре, машин много, сама водитель. Запарковаться порой сложно, особенно вечером или в выходной день, но меня эта ситуация, наоборот, радует: благосостояние у белорусов-то растет, а все привыкли жаловаться. Вспоминаю советские дворы — тишь да благодать. Три “Жигуленка” дохлых, “Запорожец” да пара мотоциклов... Теперь совсем другое дело — настоящий автосалон.

Сергей Куликовский, главный режиссер Нового драматического театра:

— Когда я еду в машине и опаздываю куда-нибудь, готов умолять водителя, чтобы он запарковался где угодно, только бы мне успеть в нужное место. Когда автомобиль преграждает мне путь, — готов костерить водителя почем зря. Думаю, мы разучились ставить себя на место других людей. Надо быть терпимее друг к другу. И те, кто пытается в мягкой форме напомнить некоторым водителям, что есть интересы других людей и их нужно учитывать, достойны уважения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter