Парадоксы детского гардероба
15.02.2012
Товар лицом
Для начала небольшая экскурсия по магазинам. Курточка отечественного производства на полуторагодовалого ребенка обойдется в 300 тысяч рублей, а ползунки для малыша нескольких месяцев от роду потянут на сотню. Что уж говорить о детских шубках или пальтишках, цены на которые и вовсе зашкаливают — полтора, а то и два миллиона. В придачу ударят по кошельку другие необходимые зимой вещи. Шапка для ребенка оценится в среднем тысяч на 100, и в такую же сумму, не удивляйтесь, обойдется комплект «шапка плюс шарфик» (!) для взрослого. А вот варежки стоят одинаково, независимо от возраста, при этом разница в расходе ниток очевидна.
Заглянем в отдел чулочно–носочных изделий. Детские теплые колготки можно купить за 40 — 50 тысяч рублей (такой же ценник красуется напротив женских колготок известной заграничной марки на 150 ден). Удивляют и цены на носки: детские, скажем, 32–го размера, обойдутся в 8 — 10 тысяч. Прошу продавца показать носки 40–го размера для взрослого: всего–то 6 — 8 тысяч. А как вам простенькое платьице, как говорится, «в два шва», на девочку лет восьми за 300 тысяч? Сорочка на третьеклассника за 60 — 100 тысяч (ровно столько заплатит за рубашку этой же отечественной фирмы и его папа!)?
Отдельный разговор — обувь. Детские босоножки 32–го размера — 250 — 300 тысяч рублей (шикарные женские вечерние туфли в соседнем отделе лишь ненамного дороже). Самые дешевые детские зимние сапожки 36–го размера, которые мне повстречались, стоили бы семейному бюджету 480 тысяч. Да что там, если модные в этом сезоне валенки со всевозможными вышивками–украшениями 40–го размера стоят в среднем тысяч 300!
До 18 и младше
— Детьми у нас считаются от рождения и до 18 лет. Таким образом, в число детских товаров сегодня входит обувь для девочек до 40 размера, для мальчиков — до 43,5. Что касается одежды, то для девочек это до 50–го размера при росте до 176 сантиметров, а для мальчиков — до 52–го размера при росте 194. Стоит ли говорить, что эти размеры пересекаются с аналогичными взрослыми, различие разве что в антропометрических пропорциях?
Тем не менее покупателям по–прежнему остается разве что с ностальгией вспоминать те времена, когда детские вещи стоили копейки. В чем причина такой дороговизны? У самих производителей версии разные. Возможно, дело в том, что наряды для юных модников раньше шили из кусочков ткани, оставшихся после раскроя взрослых моделей, что, естественно, удешевляло производство? Или в исчезновении дотаций для этой сферы? Ведь были времена, когда стоимость ткани, используемой в детской одежде, компенсировалась государством до 80%. А что сегодня? Производители детских товаров довольствуются льготой по налогу на добавленную стоимость — 10% вместо 20%, вот только по их подсчетам из–за низкой рентабельности (к примеру, на женской куртке она выше минимум на 20%, чем на детской) и разных торговых надбавок в каждом регионе и это преимущество не приносит должной выгоды. Директора выделяют еще одну грань проблемы: детскую одежду сегодня выпускают небольшими партиями, и хотя ткани идет меньше, расходы–то на разработку моделей и их крой остаются прежними. На этом же акцентировали внимание корреспондента «СБ» и в «Беллегпроме»: «Постепенно к нам проник зарубежный опыт, когда выгоднее производить взрослый ассортимент, ведь создание детской вещи — более трудоемкий процесс».
Действительно ли пошить детскую юбочку сложнее, нежели женскую? За ответом обращаюсь к дизайнеру модной детской одежды Татьяне Дупловой:
Не поспоришь. Особенности в выборе материала подчеркивают и производители: мол, для детских вещей всегда отдаем предпочтение более дорогим, натуральным и качественным тканям. Вот только каждый год, увы, демонстрируется и обратная сторона медали — родители устали жаловаться на полусинтетическую школьную форму...
К слову, наши производители убеждены: сдерживание цен на детские товары — никакая не панацея. И добавляют: так недалеко и до того момента, когда шить для ребят станет совсем невыгодно, а значит, не исключено, что наш рынок заполонят российские и другие зарубежные товары. Правда, покупателей подобный поворот ничуть не смущает, дескать, если выбирать между отечественной и заграничной синтетикой, выиграет та, что доступнее для кошелька. Ведь неспроста все более популярными становятся продажи детских вещей в частном порядке, из рук в руки, в том числе и в интернете. Ползунки или курточки, прежде чем отслужат свой срок, несколько раз за все более приемлемую цену обретут нового хозяина. А в это время их постоянно дорожающие «собратья» будут пылиться на полках магазинов и невостребованными останутся даже после того, как окончательно выйдут из моды — не предусмотрена у нас пока система весомых скидок. Впрочем, это уже совсем другая история.