Директор РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии — о новых лекарствах, видеоконтролируемом лечении туберкулеза и о том, что пришло на смену реакции Манту

Палочка Коха, сломанная пополам

Быстрая и точная диагностика с помощью новых анализов, тестов и операций, современная хирургия легких и последние мировые препараты – все это позволило уменьшить заболеваемость туберкулезом в стране более чем в два раза. А у неизлечимо больных появились шансы на выздоровление. Директор РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии Геннадий Гуревич рассказал корреспонденту «Р» о том, как удалось добиться успеха в лечении сложнейшего эпидопасного заболевания. 

Основная проблема — высокий уровень туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя.
blog.novaerus.com

Азы лечения

— Геннадий Львович, как сегодня выглядит эпидемиологическая ситуация по заболеваемости туберкулезом в нашей стране? 

Геннадий Гуревич.
Фото Виталия
Пивоварчика
— За последние восемь лет показатели заболеваемости, смертности и количества рецидивов снизились на 50—60 процентов. Еще 10 лет назад регистрировали 5 тысяч впервые заболевших в год. В прошлом году эта цифра составила менее 2 тысяч. Если в 2005 году было выявлено 156 детей с туберкулезом, то в 2018-м — 21 ребенок. 

— Как удалось настолько перевернуть картину? 

— Благодаря внедрению новых технологий в диагностике и лечении, контролю за приемом лекарств и повышению приверженности к лечению пациентов, находящихся на амбулаторной терапии.

— Какую основную проблему в лечении туберкулеза сегодня можно выделить? 

— Это высокий уровень туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя. Число таких больных тоже снижается, но медленнее, чем пациентов с лекарственно-чувствительным туберкулезом. Тут очень важно поддерживать приверженность к лечению на амбулаторном этапе, мотивировать и контролировать людей, принимающих препараты вне стационара. Лечение мультирезистентного туберкулеза продолжается 24 месяца, из которых 5—6 месяцев больной проводит в стационаре. А далее все оставшееся время он должен ежедневно приходить в медучреждение и принимать лекарство под контролем медперсонала. 

— Туберкулез – весьма опасное заболевание. Но есть пациенты, которые по разным причинам игнорируют требования врачей. Как же вы стимулируете их к ответственному лечению? 

— С 2015 года амбулаторные пациенты регулярно обеспечиваются продовольственными наборами. Осуществляется доплата медперсоналу за каждый прием такого пациента и за каждый визит к нему. 

В 2017 году на средства от гранта Глобального фонда мы внедрили ви-деоконтролируемое лечение. Социально адаптированному пациенту выдаем лекарства и смартфон. Перед камерой он принимает лекарство и отправляет снимок в диспансер. Так отслеживаем около 200 пациентов. К сожалению, 50—60 процентов всех больных туберкулезом социально дезадаптированы. Это бывшие заключенные, лица, злоупотребляющие алкоголем, бездомные, безработные. В нашем центре с ними работают психологи, психотерапевты, наркологи, которые помогают повышать эффективность лечения. За последние годы число больных на принудительном лечении удалось сократить почти в пять раз, до 260 человек. 

— Почему люди срывают терапию, кроме обозначенных выше причин? 

— В терапевтической схеме — 5—6 препаратов. Они высокотоксичные. Назначаются еще лекарства для снижения побочных эффектов. При других заболеваниях людям плохо, и они лечатся. А тут легкие не болят, и до поры до времени человек чувствует себя хорошо. 

Болезнь дает слабину

— Какие новые технологии вы применяете в диагностике туберкулеза?

— С 2012 года начала активно внедряться молекулярно-генетическая диагностика, позволяющая быстро обнаружить возбудителя в мокроте, а также определить профиль лекарственной устойчивости туберкулеза. У 37 процентов больных с впервые выявленным туберкулезом наблюдается устойчивая к антибиотикам форма. Она же регистрируется и у 70 процентов с рецидивом. Однако не у всех можно выявить возбудителя в мокроте. Ранее таким пациентам назначали эмпирическое лечение, но мы не всегда угадывали. Поэтому последние два года применяем диагностическую операцию — видеоторакоскопию. Это малоинвазивное вмешательство через проколы в грудной клетке. Производится забор кусочка ткани с пораженного участка легкого. И уже этот биоматериал отправляется на исследование — гистологическое, молекулярно-генетическое, бактериологическое. В 96 процентах случаев удается поставить правильный диагноз и определить подходящие лекарства. 

Если раньше у детей для ранней диагностики применялась реакция Манту, затем Диаскинтест, то в прошлом году у нас зарегистрировали гамма-интерфероновый тест, который наиболее точно показывает наличие или отсутствие возбудителя. Применяется и у ВИЧ-инфицированных лиц. 

В прошлом году для лечения туберкулеза мы внедрили новую операцию: видеоассистированную резекцию доли легкого, когда удаляется участок, пораженный туберкулезом. 

— Насколько наши специалисты идут в ногу с миром при выборе препаратов для лечения туберкулеза? 

— С 2015 года мы используем лекарства, которые только появляются. Это бедаквилин, деламанид, клафазин. В 2018 году мы взяли на лечение этими
Не у всех можно выделить микобактерию в мокроте.
Фото Татьяны Столяровой
препаратами более 600 пациентов. В том числе из категории до этого считавшихся неизлечимыми. Их возбудитель был нечувствителен ко всем существующим ранее лекарствам. Им назначалась только симптоматическая терапия. За прошедший год эффективность лечения новыми препаратами составила более 85 процентов, а неэффективность, которая наблюдалась в некоторых случаях, связана с отрывами пациентов от лечения. На старых схемах эффективность достигала 50—60 процентов. В конце прошлого года бедаквилин уже прошел регистрацию в нашей стране и может закупаться за счет бюджета. 

В центре при участии организации «Врачи без границ» проводятся клинические испытания новых схем химиотерапии с применением еще не зарегистрированного, абсолютно нового препарата. Эти лекарства позволят сократить сроки лечения. 

Применяем трансплантацию стволовых клеток в комплексной терапии. Благодаря такому подходу возрастает реактивность организма и активизируются восстановительные процессы в легких. После излечения через год или несколько лет пациент снимается с учета. 

На что следует обратить внимание

— Какова сегодня роль флюорограммы в диагностике туберкулеза? 

— Флюорограмма эффективна для диагностики патологий со стороны органов дыхания, а туберкулез можно только предположить. Все равно в случае подозрения назначается дополнительное обследование. Флюорограмма эффективна как метод скрининга. Группы риска, медработники, ВИЧ-инфицированные, больные сахарным диабетом, люди с ослабленным иммунитетом, социально дезадаптированные лица, а также много контактирующие должны проходить это исследование ежегодно. Остальным достаточно раз в два года. А вообще, при жалобах на плохое самочувствие, немотивированную потерю массы тела, кашель более 2—3 недель, сильную потливость необходимо пройти обследование. 

— А какой, по вашим предположениям, процент невыявленных пациентов? 

— Точное количество трудно назвать. Это те, кто не обращается в поликлинику при ухудшении состояния, не обследуется годами. 

— Кто попадает в категорию неизлечимых? 

— Больные с тяжелой формой мультирезистентного туберкулеза, который характеризуется высокой устойчивостью возбудителей к препаратам. На паллиативном учете сегодня не более 250 пациентов по стране. Некоторые так живут годами. Но сегодня мы пробуем новые лекарства, которые помогают и этой группе. Количество паллиативных пациентов будет снижаться, потому что в этом году мы большинство должны перевести на новые схемы лечения.

— Как обезопасить себя от туберкулеза? 

— Это не грипп, и кратковременный контакт в транспорте неопасен, если нормальный иммунитет. При общении на свежем воздухе вообще невозможно заразиться. Страшно длительное нахождение рядом с больным в замкнутом помещении без вентиляции. Увы, 5—6 часов в таких условиях достаточно, чтобы инфицироваться. 

ЦИФРА

В 2010 году на учете с активной формой туберкулеза, опасной для окружающих, состояло около 12 тысяч пациентов. Сегодня число таких пациентов снизилось до 4 тысяч. 2,5 тысячи болеют мультирезистентным туберкулезом.

kasiyakova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter