Пакетный принцип нормотворчества: плюсы и минусы

Депутаты и госслужащие - против волокиты. Именно таким лозунгом уместно было бы украсить сегодня Овальный зал Дома правительства. В эти минуты здесь проходит большой семинар со сложным названием «Повышение эффективности нормотворческой деятельности посредством использования пакетного принципа подготовки проектов нормативных правовых актов».



Цель мероприятия - обсудить пакетный принцип подготовки законов. Этот принцип позволит свести к минимуму ситуации, когда принимаемый сегодня тот или иной закон имеет массу отсылочных норм. И тем самым значительно усложняет как его понимание, так и законодательство страны в целом. Требование об этом не раз озвучивал Президент.

Однако сам по себе вопрос внедрения пакетного принципа неоднозначен. Директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов видит в нем как достоинства, так и явные недостатки:

- С одной стороны, данный принцип предполагает системный подход к самой нормотворческой деятельности. С другой, применение данного принципа не может быть обязательным. Пакетная технология нормотворчества не исключает и поэтапной модели в ряде случаев.

Начальник главного государственно-правового управления Администрации Президента Андрей Мательский согласен с наличием многих практических аспектов пакетного принципа. Однако считает, что полностью отказаться от отсылочных норм нельзя по объективным причинам:

- Например, Декрет или Указ Президента не может превращаться в пошаговую инструкцию - и отсылочные нормы у него неизбежны. Но законодателю важно найти тот разумный баланс, золотую середину, когда самое важное отражалось бы непосредственно в законе. А разработчики законопроектов готовили бы весь комплекс сопутствующих документов.

По мнению Андрея Мательского, закрепление пакетного принципа позволит повысить глубину проработки законодательных актов. И обеспечит своевременность подготовки подзаконных актов, которые пока нередко сильно запаздывают. То есть плюсы такой модели очевидны. Но минусы не могут не настораживать:

- Крайне усложняется процесс подготовки законопроектов. Например, при подготовке Кодекса об образовании готовилось более 700 сопутствующих постановлений Правительства. Если бы такой объем документов одномоментно поступил бы в Парламент, это надолго парализовало бы остальную законотворческую работу депутатов.

Позицию Минюста по этому поводу озвучил министр юстиции Олег Слижевский:

- Министерство каждодневно сталкивается с проблемами, когда в законодательном акте прописаны лишь общие нормы, а их конкретизация предполагается потом, в подзаконных актах. В итоге получается нередко так, что вопрос оказывается либо не урегулированным, либо приходится со временем корректировать сам законодательный акт. И повышение качества нормотворчества - наша общая задача.

Тем более, что хотя в настоящее время пакетный принцип разработчиками используется не в полной мере, позитивные примеры уже есть. Один из самых известных - внедрение безвизового принципа въезда иностранных туристов в нашу страну. При подготовке «безвиза» к проекту соответствующего Указа Президента были приложены все сопутствующие нормативные акты - и это позволило весьма упростить процедуру, сделавшую Беларусь известной во всем мире.

- Сегодня такой подход стоит распространить и на проекты законов с принципиально новыми подходами к регулированию. Это минимизирует проблему недостаточности, неполности и неправоты правового регулирования. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter