В Москве прошел Международный фестиваль документального кино «Артдокфест»
05.01.2015 17:16:25
В Москве прошел Международный фестиваль документального кино «Артдокфест»
Впервые без господдержки – только на деньги спонсоров. Под девизом – «Русская зима пришла, в «Горизонте» оттепель».
Особая острота по сравнению с прошлыми годами ощущалась разве что в «украинской теме». Программа «Украина – не Россия» объединила в себе более десятка фильмов, начиная с картины Дзиги Вертова «Симфония Донбасса» 1930-х годов и Александра Довженко – 1940-х – «Освобождение» и заканчивая «Битвой за Украину» продюсерского центра Андрея Кончаловского и «Майданом» Сергея Лозницы. «Реальность на Майдане» продюсеров Павла Костомарова и Александра Расторгуева – из программы «Спецпоказы» стала событием: фильм представляет своего рода подборку народных документальных новостей, снятых российскими документалистами и жителями Украины. Съемки проходили в Киеве, в Москве и в Крыму, и сверхзадачей авторов было – создать документы времени. Три фильма – «ЕвроМайдан. Черновой монтаж», «Киев – Москва» и «ДНР. Удивительная история самодельной страны» англичанина Энтони Баттса (удостоен специального упоминания жюри) – были показаны в конкурсе.
В «Горизонте» подвели итоги, а также чествовали лауреатов 15-й Национальной премии в области неигрового кино «Лавровая ветвь». Премией за лучший арт-фильм – «Вместе» – отмечен Денис Шабаев. Получая награду, он сказал, что в картине запечатлена глубоко личная история его взаимоотношений с дочерью, с которой они предприняли путешествие через Украину в одну из европейских стран. И путешествие это во многом изменило их обоих. А «лучшим фильмом» был назван последний фильм Герца Франка «На пороге страха», над которым он работал около десяти лет и незадолго до кончины – в марте прошлого года – привлек к работе Марию Кравченко. Любовная история, которая приключилась с нашей бывшей соотечественницей, уроженкой Нижнего Тагила, ученой дамой Ларисой Трембовлер, невероятна и вызывает в памяти шекспировское – «Нет повести печальнее…». Оказывается, есть. Лариса, замужняя дама, мать четверых детей, оказавшись в зале суда над Игалем Амиром, убийцей премьер-министра Израиля Ицхака Рабина, вступила с пожизненно осужденным в переписку, а со временем круто изменила свою жизнь. Развелась, вышла замуж за Игаля, родила сына.
С тех пор прошло 17 лет… Чего все это стоило влюбленной паре, и составляет содержание фильма.
Лучшим неигровым полнометражным телефильмом признали «Цвет нации» Сергея Нурмамеда – о знаменитом дореволюционном фотографе Сергее Прокудине-Горском, стоявшем у истоков цветной фотографии. Лучшим дебютантом стал Дмитрий Рудаков, снявший 15-минутный фильм «Пашки» – о старике, убившем сына-бандита и коротающем век в опустевшей деревне. Безмолвные летние вечера с дочерью, навещающей отца, как ни странно, полны неги – красота природы за окном гармонирует с детскими рисунками дочери, которыми улеплена вся стена над кроватью старика. Лучшей по профессии стала Марина Разбежкина, спродюсировавшая фильмы своих учеников – «21 день», «Вместе», «Ферма», «ЗВИЗЖИ», «Мышеловка». В фильмах учеников Разбежкиной всегда силен момент психологизма. «Мы не занимаемся знаменитыми людьми, – говорит Марина Александровна, – мы снимаем тех, от кого ничего не останется, если мы их не снимем. Можно сказать, что наше кино занимается мелкой моторикой человека. Тем, чем никогда не занималось документальное кино большого стиля».
Кроме того, на церемонии закрытия были названы победители основной конкурсной программы «Артдокфеста-2014», в которой показали 21 картину, снятую на русском языке. В жюри в этом году вошли кинорежиссер Александр Митта, театральный режиссер Константин Богомолов и художник Андрей Бильжо. Именно он вручал приз Ивану Твердовскому-старшему за «лучший полнометражный фильм» – «Грумант. Остров коммунизма». И совершенно справедливо назвал автора этого жесткого, мужского фильма мастером. «Люди живут на острове, добывают уголь и находят в этом свое счастье, – сказал Бильжо. – Вместе с покоцанным бюстом Ленина они с улыбкой смотрят в будущее и верят лозунгу, который будет висеть там вечно, – «Наша цель – коммунизм». И, что самое интересное, мы тоже в это верим, хотя нас обманывают». Спецприз жюри Константин Богомолов вручил Анне Шишовой за фильм «На краю» со словами: «Это настоящее, серьезное кино. Глубокий, сильный, личностный фильм с субъективным взглядом на реальность, он убеждает, трогает, захватывает своей эстетикой». Где-то на севере, на краю земли, в реабилитационном центре при тюремном храме обитает чудом спасенный старик, бывший сиделец. И так все тускло и мрачно вокруг, а тут еще выясняется, что он и на краю жизни – немного осталось. Но старик все ходит, приволакивая парализованную ногу, и смотрит – на деревья, на небо, на снег, словно понять что-то хочет, неуловимое уловить – кто он есть и зачем приходил в этот мир. Завораживающие северные пейзажи рождают гармонию в его душе, и лицо его вдруг становится ликом, а вся полнота жизни – доступной...
Гран-при Александр Митта вручил Ханне Полак, ученице Вадима Юсова, за фильм «Человек живет для лучшего» (Дания) – о московской свалке.
И признался, что никогда не был так счастлив, как в дни «Артдокфеста» – «столько свободных, талантливых и разных людей оказалось вокруг него».
Впервые без господдержки – только на деньги спонсоров. Под девизом – «Русская зима пришла, в «Горизонте» оттепель».
Особая острота по сравнению с прошлыми годами ощущалась разве что в «украинской теме». Программа «Украина – не Россия» объединила в себе более десятка фильмов, начиная с картины Дзиги Вертова «Симфония Донбасса» 1930-х годов и Александра Довженко – 1940-х – «Освобождение» и заканчивая «Битвой за Украину» продюсерского центра Андрея Кончаловского и «Майданом» Сергея Лозницы. «Реальность на Майдане» продюсеров Павла Костомарова и Александра Расторгуева – из программы «Спецпоказы» стала событием: фильм представляет своего рода подборку народных документальных новостей, снятых российскими документалистами и жителями Украины. Съемки проходили в Киеве, в Москве и в Крыму, и сверхзадачей авторов было – создать документы времени. Три фильма – «ЕвроМайдан. Черновой монтаж», «Киев – Москва» и «ДНР. Удивительная история самодельной страны» англичанина Энтони Баттса (удостоен специального упоминания жюри) – были показаны в конкурсе.
В «Горизонте» подвели итоги, а также чествовали лауреатов 15-й Национальной премии в области неигрового кино «Лавровая ветвь». Премией за лучший арт-фильм – «Вместе» – отмечен Денис Шабаев. Получая награду, он сказал, что в картине запечатлена глубоко личная история его взаимоотношений с дочерью, с которой они предприняли путешествие через Украину в одну из европейских стран. И путешествие это во многом изменило их обоих. А «лучшим фильмом» был назван последний фильм Герца Франка «На пороге страха», над которым он работал около десяти лет и незадолго до кончины – в марте прошлого года – привлек к работе Марию Кравченко. Любовная история, которая приключилась с нашей бывшей соотечественницей, уроженкой Нижнего Тагила, ученой дамой Ларисой Трембовлер, невероятна и вызывает в памяти шекспировское – «Нет повести печальнее…». Оказывается, есть. Лариса, замужняя дама, мать четверых детей, оказавшись в зале суда над Игалем Амиром, убийцей премьер-министра Израиля Ицхака Рабина, вступила с пожизненно осужденным в переписку, а со временем круто изменила свою жизнь. Развелась, вышла замуж за Игаля, родила сына.
С тех пор прошло 17 лет… Чего все это стоило влюбленной паре, и составляет содержание фильма.
Лучшим неигровым полнометражным телефильмом признали «Цвет нации» Сергея Нурмамеда – о знаменитом дореволюционном фотографе Сергее Прокудине-Горском, стоявшем у истоков цветной фотографии. Лучшим дебютантом стал Дмитрий Рудаков, снявший 15-минутный фильм «Пашки» – о старике, убившем сына-бандита и коротающем век в опустевшей деревне. Безмолвные летние вечера с дочерью, навещающей отца, как ни странно, полны неги – красота природы за окном гармонирует с детскими рисунками дочери, которыми улеплена вся стена над кроватью старика. Лучшей по профессии стала Марина Разбежкина, спродюсировавшая фильмы своих учеников – «21 день», «Вместе», «Ферма», «ЗВИЗЖИ», «Мышеловка». В фильмах учеников Разбежкиной всегда силен момент психологизма. «Мы не занимаемся знаменитыми людьми, – говорит Марина Александровна, – мы снимаем тех, от кого ничего не останется, если мы их не снимем. Можно сказать, что наше кино занимается мелкой моторикой человека. Тем, чем никогда не занималось документальное кино большого стиля».
Кроме того, на церемонии закрытия были названы победители основной конкурсной программы «Артдокфеста-2014», в которой показали 21 картину, снятую на русском языке. В жюри в этом году вошли кинорежиссер Александр Митта, театральный режиссер Константин Богомолов и художник Андрей Бильжо. Именно он вручал приз Ивану Твердовскому-старшему за «лучший полнометражный фильм» – «Грумант. Остров коммунизма». И совершенно справедливо назвал автора этого жесткого, мужского фильма мастером. «Люди живут на острове, добывают уголь и находят в этом свое счастье, – сказал Бильжо. – Вместе с покоцанным бюстом Ленина они с улыбкой смотрят в будущее и верят лозунгу, который будет висеть там вечно, – «Наша цель – коммунизм». И, что самое интересное, мы тоже в это верим, хотя нас обманывают». Спецприз жюри Константин Богомолов вручил Анне Шишовой за фильм «На краю» со словами: «Это настоящее, серьезное кино. Глубокий, сильный, личностный фильм с субъективным взглядом на реальность, он убеждает, трогает, захватывает своей эстетикой». Где-то на севере, на краю земли, в реабилитационном центре при тюремном храме обитает чудом спасенный старик, бывший сиделец. И так все тускло и мрачно вокруг, а тут еще выясняется, что он и на краю жизни – немного осталось. Но старик все ходит, приволакивая парализованную ногу, и смотрит – на деревья, на небо, на снег, словно понять что-то хочет, неуловимое уловить – кто он есть и зачем приходил в этот мир. Завораживающие северные пейзажи рождают гармонию в его душе, и лицо его вдруг становится ликом, а вся полнота жизни – доступной...
Гран-при Александр Митта вручил Ханне Полак, ученице Вадима Юсова, за фильм «Человек живет для лучшего» (Дания) – о московской свалке.
И признался, что никогда не был так счастлив, как в дни «Артдокфеста» – «столько свободных, талантливых и разных людей оказалось вокруг него».
Нина КАТАЕВА