«Едем, а перед нами машина виляет»: мы вышли в рейд с ГАИ для выявления нетрезвых водителей

Отрезвляющие меры

В стране хотят изменить наказание для тех, кто садится нетрезвым за руль. В планах госорганов — ужесточить ответственность за смертельное ДТП, а также штрафовать нарушителей, исходя из степени их опьянения. Соответствующие предложения подготовила Генпрокуратура. Корреспондент «Р» узнала все подробности, а также попыталась «словить» нетрезвых водителей в рейде с минской ГАИ.

Одна из инициатив — наказывать нетрезвых водителей в зависимости от степени их опьянения.

Вот, пьяный поворот


Проблема «пьяных» ДТП, к сожалению, остается актуальной. Достаточно вспомнить трагедию в Белоозерске, когда по вине нетрезвого водителя погибли пять человек, в том числе трое детей.

— Ситуация напряженная. По-прежнему число уголовных преступлений и административных правонарушений, связанных с несоблюдением правил дорожного движения нетрезвыми водителями, остается значительным, — констатирует Анжелика Курчак, официальный представитель Генеральной прокуратуры.

Что предлагает ведомство? Во-первых, ужесточить наказание за «пьяное» ДТП, когда по вине водителя кто-то погибает или получает тяжелые травмы. Сейчас за это грозит до семи лет лишения свободы. Если поправки в Уголовный кодекс примут, то виновник аварии может лишиться свободы на срок до восьми лет. Кроме того, Генпрокуратура предлагает лишать права управления машиной на срок до 8 лет (сейчас — до 5 лет) пьяных водителей — виновников смертельных ДТП, а также тех, кто передал нетрезвому транспортное средство.

Во-вторых, в планах — внести поправки в КоАП и ПИКоАП. Одна из инициатив — наказывать нетрезвых водителей в зависимости от степени их опьянения. За 0,3—0,79 промилле алкоголя дадут штраф в 100 базовых величин и по-прежнему лишат права управления на 3 года. Тех, у кого обнаружат 0,8 промилле алкоголя и более, накажут штрафом в 200 базовых и лишением права управления на 5 лет. ПИКоАП (ч. 8 ст. 8.7, наложение ареста на имущество)  хотят дополнить нормой, позволяющей налагать арест на транспортное средство водителя, который попался на пьяной езде, передал нетрезвому право управления, а также сел за руль без прав. Это даст возможность обеспечить взыскаемость штрафов за нарушения по ст. 18.16 и 18.19 КоАП, объясняют в Генпрокуратуре.

Инициативы по ужесточению ответственности за нетрезвое вождение включили в проект закона «Об изменении кодексов по вопросам административной и уголовной ответственности». Сейчас он проходит согласование в заинтересованных госорганах — в Палату представителей поправки поступят, вероятнее всего, весной 2020 года.

В Минске за полгода задержали чуть более тысячи пьяных водителей.

Когда законы по колено


По статистике, вечер и раннее утро — время, когда нетрезвые водители садятся за руль чаще всего. Сейчас на часах около 20.00 — мы заступаем в рейд с командиром второго взвода ДПС Госавтоинспекции Октябрьского РУВД Минска Павлом Зайцем. Инспектор заглушает мотор служебного авто на тихой улице Стебенева возле кольцевой автодороги.

— Мы знаем уловки наших водителей. Если им есть что скрывать, то они стараются объезжать главные магистрали, чтобы не наткнуться на инспекторов. Едут вот такими тропами, где машин мало, — вводит меня в курс дела.

Очередной водитель, завидев служебную машину на горизонте, внезапно решил заправить автомобиль на АЗС… Пока образовалась свободная минутка, расспрашиваю Павла про пьяных водителей: как ведут себя и как пытаются оправдаться, если попались инспектору?

— Всегда непредсказуемо! Как-то раз утром едем, а перед нами машина виляет из стороны в сторону. Девушка была совсем пьяна. Освидетельствование в итоге показало около 1,5 промилле — это серьезная степень опьянения. Как мы сами определяем, нетрезв ли водитель, прежде чем отвезти его на освидетельствование? Следим за его речью, наблюдаем за походкой, обращаем внимание на запах в салоне машины.

Нередко подвыпивших водителей тянет устроить гонки по мотивам известных голливудских фильмов. Догонял таких нарушителей не единожды и мой собеседник. На недавнем дежурстве инспектор остановил молодого владельца БМВ. Стоило Павлу подойти к машине, протянуть руку за документами — нарушитель дал газу. Погоня за ним долго не продлилась: через сто метров парень с управлением своего «гоночного болида» не справился и снес разделительный парапет. Оказалось, был пьян и к тому же еще без прав. Сам не пострадал, но машина восстановлению уже не подлежала.

— Попадаются нам и нарушители в состоянии наркотического опьянения — для них предусмотрено такое же наказание, как и для пьяных водителей. Недавно остановили машину известной службы такси, а водитель оказался маковым наркоманом. Кстати, это далеко не первый случай именно среди таксистов, — делится наблюдениями инспектор.

Мимо нас проезжает машина каршеринга. Павел признается: настроен скептически к такой городской новинке, слишком уж часто стали попадаться нарушители на арендованных машинах:

— Как только появился каршеринг — сразу и начали ловить на этих машинах нетрезвых водителей. Их же никто не проверяет перед арендой. Помню, как остановили пьяную женщину на машине каршеринга: она выпила и захотела покататься по городу. Кроме того, разбивают эти автомобили часто, скорость на них превышают, пытаясь сэкономить на стоимости поездки, каждая минута же в счет идет.

По статистике, вечер и раннее утро — время, когда нетрезвые водители садятся за руль чаще всего.

Итог рейда таков: водителей без техосмотра мы выявили много, а вот автомобилисты в состоянии алкогольного опьянения нам, к счастью, не попались. Впрочем, Павел Заяц считает, что удивительного в этом нет ничего: таких нарушений становится меньше. И, по его мнению, главную роль в этом играет как раз ужесточение наказания за нетрезвое вождение:

— Новые инициативы я полностью поддерживаю. Логичным считаю введение градации ответственности в зависимости от степени опьянения нарушителя. Также следовало бы ужесточить ответственность за ДТП с пострадавшими и погибшими. Именно по вине нетрезвых водителей часто страдают невиновные люди. К примеру, в нашем районе в ночь на 10 мая пьяная авария привела к гибели пассажира. Водитель столкнулся с двигавшимся впереди погрузчиком с прицепом. В результате пассажир от полученных травм скончался на месте. Виновник аварии сел пьяным за руль, освидетельствование показало более 2 промилле.

КОМПЕТЕНТНО

Генеральный прокурор Александр Конюк
считает, что одних правовых мер в борьбе с пьянством за рулем недостаточно, и не исключил, что вопрос будет вынесен на общественное обсуждение. Он напомнил: позиция Президента по вопросу борьбы с пьянством за рулем очень жесткая. Звучало, в частности, предложение о пожизненном лишении прав нетрезвых водителей. Генпрокурор не исключил, что со временем в Беларуси к этому придут. Но, по его мнению, даже таких мер недостаточно: лишенные прав все равно садятся за руль, те, у кого конфисковали авто, берут на время чужие машины, угоняют их.

— Меры с точки зрения закона надо принимать обязательно, но надо и еще какие-то другие прорабатывать, — сказал Александр Конюк.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

В стране в прошлом году инспекторы задержали 21,1 тыс. нетрезвых автомобилистов, в 2017-м — 23,7 тыс., в 2016-м — 26,4 тыс. За прошлый год в ДТП по вине пьяных водителей погиб 71 человек, получили травмы — 325. В 2017-м пьяные аварии привели к смерти 87 человек, пострадали 396. В 2016-м погибших по вине нетрезвых водителей было 84, раненых — 434.

matuzova@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter