Открытому акционерному обществу “Минский подшипниковый завод” — 60 лет

ОАО “Минский подшипниковый завод”, которое празднует свой юбилей, это крупнейшее предприятие машиностроительного комплекса Беларуси. Оно носит титул ведущего производителя подшипников не только в нашей стране, но и на просторах СНГ.Об авторитете МПЗ говорит и такой факт: подшипники из Беларуси экспортируются в более чем 25 государств, причем в такие развитые, как Франция, Италия, Великобритания, Испания, Индия, Турция, ОАЭ и другие.Сегодня трудно представить машину или оборудование белорусского производства без подшипников с маркой МПЗ. Основная продукция завода — подшипники качения более 600 наименований.
Годы испытаний и побед

2_1.gif Анатолий РУСЕЦКИЙ, министр промышленности

Вашу продукцию знают в 25 странах мира

Уважаемые товарищи!

Министерство промышленности Республики Беларусь сердечно поздравляет вас с юбилеем — 60-летием со дня основания Минского подшипникового завода.
Созданный в послевоенные годы, он стал флагманом подшипникостроения не только в Беларуси, но и вошел в число лидеров среди родственных предприятий Советского Союза. Летопись завода насчитывает много славных страниц, написанных самоотверженным трудом всех поколений его работников.
В условиях экономических перемен трудовой коллектив сохранил уникальный производственный потенциал, освоил выпуск новой конкурентоспособной продукции. Сегодня она экспортируется в 25 стран мира.
На заводе успешно решаются задачи наращивания объемов производства, технического переоснащения, внедрения современных материалов и технологий, улучшения качества выпускаемой продукции.
Ведется активный поиск перспективных зарубежных партнеров.
Достигнутые успехи — результат высокого профессионализма работников завода, взвешенной и активной позиции его руководства.
Выражаем уверенность, что трудовой коллектив и впредь приложит максимум усилий для выполнения намеченных планов социально-экономического развития предприятия.
Желаем работникам завода, а также его ветеранам крепкого здоровья, прекрасного настроения, семейного благополучия.
Новых вам трудовых успехов!


2.gifВиктор МОЖДЖЕР, генеральный директор ОАО “Минский подшипниковый завод”

С благодарностью за преданность своему предприятию

Дорогие друзья!

Минскому подшипниковому — 60. В истории МПЗ немало памятных дат, но самая главная из них, которую заводчане по праву считают днем рождения своего предприятия, — 20 мая 1948 года. В этот день подписан приказ министра автомобильной и тракторной промышленности СССР о выборе площадки для строительства подшипникового завода в Минске.
Потребность в рождении ГПЗ-11 была продиктована временем, настоятельной необходимостью индустриализации республики. Стремительно расширявшееся производство машин, станков и механизмов потребовало увеличения выпуска подшипников. Залечивая раны Великой Отечественной войны, республика быстро набирала темпы экономического развития, восстанавливала разрушенное, создавала заново промышленность и сельское хозяйство. Уже ездили по дорогам страны первые грузовые автомобили с маркой “МАЗ”, прокладывали первую борозду тракторы “Беларус”, начинали выпуск продукции минские станкостроительные предприятия.
Важную роль в становлении нашего завода сыграла братская помощь коллективов подшипниковых предприятий Москвы, Саратова, Самары, поставлявших ГПЗ-11 оборудование, готовивших кадры, помогавших опытными специалистами.
С первых дней работы МПЗ в основу своего развития взял все новое, прогрессивное, что было достигнуто в отечественном подшипникостроении того времени. Нам не стыдно за свое прошлое, нам есть чем и кем гордиться.
Нынешний юбилей — это веха в жизни всего коллектива предприятия и каждого труженика в отдельности. Это событие и для ветеранов, посвятивших заводу десятилетия своей трудовой биографии, и для молодых людей, которые осознанно связали свое будущее с будущим МПЗ. Патриотизм, гордость за свой завод, уважение к его славным традициям — вот что должно объединять всех нас сегодня. От рабочего до генерального директора. У тысяч минчан в трудовой книжке всего одна запись: Минский подшипниковый завод.
Именно благодаря людям самых высоких моральных и деловых качеств сегодня предприятие уверенно наращивает темпы в экономической и производственной деятельности. Коллектив общества неустанно работает над совершенствованием выпускаемой продукции, расширением ассортимента и повышением ее конкурентоспособности. Сегодняшним молодым инженерам и рабочим предстоит поднять производство на еще более высокий уровень. Наша продукция должна не просто выдержать конкуренцию, а соответствовать самым лучшим мировым образцам.
Хочется выразить благодарность каждому работнику завода, каждой заводской семье за преданность своему предприятию, за интерес к общему делу и ответственность, за общие результаты, за желание обеспечить будущее — свое и предприятия. Завод был до нас, завод есть сейчас, завод должен жить завтра.
От всей души поздравляю вас и ваши семьи с юбилеем МПЗ, желаю доброго здоровья, долгой счастливой судьбы вам и предприятию, успехов во всех делах, удачи, процветания!

Понятное дело, для какой техники в первую очередь идут подшипники — это “МАЗы” и “Купавы”, станки и деревообрабатывающее оборудование, тракторы и комбайны... А вот где служат подшипники-”великаны”? Оказывается, они незаменимы там, где грохочут молоты и пылают огнем плавильные печи, где мощные турбины вырабатывают электрический ток, а нефтегазодобывающие установки качают из недр полезные ископаемые.
Минские подшипники широко применяются в горнодобывающей, металлургической, энергетической, нефтегазовой отраслях промышленности. А это, как известно, тот сектор, который решает глобальные экономические, научно-технические и социальные проблемы.
В службе маркетинга предприятия вам назовут сотни адресов постоянных потребителей продукции МПЗ. Среди них такие авторитетные предприятия из Беларуси, как МАЗ, БелАЗ, МТЗ, “Беларуськалий”, “Гомсельмаш”, российские гиганты “Северсталь”, Череповецкий металлургический комбинат, ГАЗ, КамАЗ, украинские предприятия из Донецка, Днепропетровска, Кривого Рога, Харькова и многих других.
Сегодня подшипники из Минска конкурируют с продукцией подшипниковых фирм SKF, Timken, FAG и другими. Адаптируясь к условиям рынка, ОАО “МПЗ” главным аргументом в своей борьбе за потребителя считает работу в направлении модернизации, освоения и продаж новых типоразмеров подшипников, исходя из конкретных условий эксплуатации оборудования и машин, с учетом требований потребителя.
На мировом уровне
Современное промышленное предприятие не может продвигать свою продукцию на мировой рынок без освоения новых технологий, модернизации выпускаемых изделий. Иными словами, чтобы быть лидером, надо удивлять мир собственными “ноу-хау”. В этом плане технологи и конструкторы ОАО “МПЗ” в последнее время работают весьма активно.
Удивляться есть чему. Возьмем, например, новую конструкцию шариковых упорно-радиальных многорядных подшипников. Они применяются для забойных двигателей и турбобуров. Модернизированные подшипники успешно прошли испытания на промысловой добыче нефти Светлогорского управления буровых работ ПО “Белоруснефть”, показав увеличение наработки на ресурс в два раза.
Или такой факт. Несколько лет назад на предприятии разработана не имеющая аналогов в мире уникальная конструкция трехрядного сферического подшипника 4653726. Его долговечность увеличилась вдвое!
Таких примеров в отделе главного конструктора приведут немало. А это значит, что творческая мысль инженерного корпуса ОАО “МПЗ”, как говорится, бьет ключом.
Добавим, что завод свою новую продукцию успешно защищает как в Беларуси, так и за рубежом. За последние десять лет предприятие получило 18 зарубежных патентов на изобретение и 31 патент на объекты промышленной собственности в Беларуси.
Кроме того, ОАО “МПЗ” имеет четыре товарных знака, один из которых “MPZ&device” зарегистрирован в более чем 20 странах мира.
Высокий потенциал
В фильме “Неразрывная связь поколений”, снятом заводскими телевизионщиками к юбилею предприятия, звучат такие слова: “Сегодня у нас есть все основания говорить, что Минский подшипниковый уверенно смотрит в завтрашний день. Гордостью, как и прежде, являются его люди”.
Творческие, инициативные работники есть в каждом отделе, лаборатории, цехе. Это тот потенциал, который обеспечивает динамичное и стабильное развитие предприятия.
Высокий профессионализм отличает работников таких подразделений, как отделы главного конструктора, главного технолога, технического контроля, главного металлурга, главного метролога, при котором работает уникальная по точности определения качества подшипников мерительная лаборатория, оснащенная самым современным оборудованием.
Именно такие подразделения определяют уровень научно-технического потенциала общества. Высоким профессионализмом отличаются начальник антикоррозионной лаборатории Галина Семеновна Шабуня, контролер ОТК Валентина Федоровна Лабоцкая, главный метролог Сергей Николаевич Красовский и многие другие.
Ритм производства, высокую производительность труда обеспечивают те, кто работает в цехах. Добросовестных, любящих свою профессию людей на МПЗ очень много. Всех их не перечислишь. Назовем некоторых из них.
Примером добросовестного труда в цехе роликовых подшипников № 1 по праву считают наладчика станков с программным управлением Валентина Григорьевича Чулянко, электромонтера Александра Федоровича Москалева, шлифовщика Владимира Григорьевича Жидовича.
Одним из самых опытных руководителей является начальник цеха роликовых подшипников № 2 Анатолий Николаевич Пискун. Возглавляемый им цех длительное время удерживает лидирующие позиции среди выпускных цехов. Здесь по праву гордятся наладчиком автоматов и полуавтоматов Василием Константиновичем Романовичем и слесарем-ремонтником Владимиром Дмитриевичем Юхневичем.
Среди награжденных к юбилею завода и начальник цеха шариковых подшипников Николай Викторович Лабкович, наладчик автоматов и полуавтоматов ЦШП Николай Николаевич Саплевич, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Александр Антонович Недведь.
В цехе игольчатых подшипников лучшими называют наладчиков шлифовальных станков Николая Семеновича Сидоревича и Михаила Ивановича Лапикова, наладчика токарных полуавтоматов Анатолия Васильевича Зенова.
Хороший темп в труде задают в роликовом цехе наладчики пятого разряда Петр Михайлович Костюкевич и Сергей Родионович Сакович, а в кузнечном цехе — раскатчик Александр Аркадьевич Кривицкий.
В интересах людей
Главный критерий успешной работы коллектива — забота о людях. Эту истину не забывают руководство и профсоюзный комитет завода. Предприятие по-прежнему содержит такие объекты социальной сферы, как медицинский цех, оздоровительные лагеря “Смена”, “Белые росы”, спортивный клуб “Подшипник”, шесть общежитий и другие. На их содержание в 2005—2007 годах израсходовано 4,2 миллиарда рублей.
Большое внимание уделяется на заводе жилищной проблеме. Хорошим подарком к 60-летию ОАО “МПЗ” стало решение Мингорисполкома о выделении предприятию двух площадок под строительство многоквартирных жилых домов. Значит, скоро в микрорайоне Шабаны и на улице Сурикова семьи заводчан справят новоселья.
Коллектив Минского подшипникового завода славными делами и с хорошим настроением встречает свой 60-летний юбилей. Сегодня он полон сил и энергии, у него замечательные планы и прекрасное будущее.

Информация к размышлению

Сегодня потребителями минских подшипников являются более 240 предприятий Республики Беларусь. Это — третья часть продукции завода. В Россию ОАО “МПЗ” отгружает примерно 43 процента всей продукции, в Украину — порядка 13 процентов. Около девяти процентов общего объема реализации приходится на страны дальнего зарубежья.

Только за последние десять лет завод обновил номенклатуру своих изделий на 24,2 процента. В 2008 году запланировано освоить 36 типоразмеров подшипников.
ОАО “МПЗ” производит порядка 80 процентов конструктивных групп подшипников, имеющихся в промышленных каталогах мира.

О динамичном развитии предприятия говорят такие факты. Если в 2005 году выручка от реализации продукции составляла 103,9 миллиарда рублей, то в 2007 году она была 151,3 миллиарда рублей.
Растет экспортная продукция. В прошлом году задание по ее выпуску выполнено на 122,6 процента (43,6 миллиона долларов США). Примечательно, что положительное сальдо составило 25,8 миллиона долларов.


Первый белорусский подшипник

2_4.gifЛюдмила ОРЛОВА собрала первый белорусский подшипник

13 августа 1951 года. Этот день стал для заводчан большим праздником — мастер Людмила Орлова собрала первый белорусский подшипник.
Этот день хорошо запомнили все, кто трудился тогда на заводе. К сожалению, нет среди нас Людмилы Федоровны Орловой. Но сохранилась рукопись ее воспоминаний. Вот что она писала:
“В феврале 1951 года с направлением Министерства автомобильной и тракторной промышленности я прибыла в Минск. В труде и заботах промелькнуло пять месяцев. Приближался день сборки первого белорусского подшипника. А это самые счастливые минуты, когда с волнением ждешь первенца своего труда. За право собрать этот подшипник соревновались десятки людей. И эта честь выпала мне.
В небольшом помещении, которое было отведено для сборки, собралось много заводчан. Всем было интересно присутствовать при таком важном событии. На стеллаже у меня все было под рукой — шарики, кольца, сепараторы. Опыт работы уже был. В Москве я тоже собирала первый подшипник. А потом сколько прошло их через мои руки! И все равно волнуюсь...
— Будем начинать сборку, — говорит Иван Федорович Гаврилов, в то время главный инженер.
— Я готова...
Беру кольца, шарики, иглу для разгонки. Через несколько секунд уже готовый блестящий подшипник с клеймом нашего завода пошел по рукам. Это был подшипник 306-го типа. Все улыбаются, счастливы. И всем хотелось подержать первый подшипник в своих руках”.
Людмила Федоровна в числе первых прибыла на ГПЗ-11 с Московского подшипникового и работала на нашем заводе до ухода на пенсию. Она многие годы не прерывала связи с нашим заводом. Людмила Федоровна всегда была на предприятии самым желанным и почетным гостем.
Первый подшипник ГПЗ-11 главный инженер И.Ф.Гаврилов отвез в Москву. Минский завод был готов давать стране продукцию. Очень скоро суточное количество собранных подшипников стало возрастать — 20, 25, 40... Спустя несколько дней сумели собрать за смену больше сотни изделий.
1951 год для нашего завода поистине исторический. Первый подшипниковый завод на белорусской земле стал давать народному хозяйству страны высококачественную продукцию. К концу года было собрано 39 550 подшипников.
Минский подшипниковый уверенно набирал разбег...

Даты, события

Еще в руинах лежали белорусские города и села, были разрушены все промышленные предприятия, остро ощущалась нехватка рабочих рук, но уже началось строительство крупнейших предприятий союзного значения — тракторного, автомобильного, а затем и подшипникового заводов. Возведение этих гигантов должно было ускорить развитие народного хозяйства республики, поднять техническую культуру всей белорусской промышленности.
17 мая 1948 г. Принято постановление Совета Министров СССР “О строительстве подшипникового завода № 11 в г.Минске”.
Апрель 1950 г. На бывшей окраине Минска в районе Красного Урочища началось строительство завода.
13 августа 1951 г. Выпущен первый белорусский подшипник с маркой ГПЗ-11.
28 мая 1960 г. оператору шлифовальных станков Ф.П.Алексиевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда.
7 сентября 1960 г. Выпущен 100-миллионный подшипник.
20 октября 1972 г. Первым восьми типоразмерам подшипников присвоен Государственный Знак качества.
8 января 1974 г. Токарю-оператору автоматно-токарного цеха С.И.Авсиевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда.
21 марта 1975 г. Главный комитет ВДНХ СССР наградил
ГПЗ-11 Дипломом 1-й степени за внедрение электрокоагуляционных сооружений для очистки промышленных сточных вод и наградил группу разработчиков золотой, серебряной и бронзовой медалями.
Декабрь 1975 г. Впервые в мировой практике проведено сверхглубокое бурение турбобурами с подшипниками ГПЗ-11.
13 февраля 1982 г. Президиум ЦК отраслевого профсоюза поздравил коллектив завода со знаменательным событием — выпуском миллиардного подшипника.
28 декабря 1984 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1987 году было выпущено наибольшее количество подшипников за всю историю завода — 55,5 млн штук.
В 1990 году завершилась самая крупная реконструкция завода.
25 декабря 1990 г. ГПЗ переименован в “Арендное предприятие “Минский подшипниковый завод”.
10 ноября 1995 г. Собран первый крупногабаритный подшипник 3680 весом 637 кг для Криворожского горно-обогатительного комбината.
Июнь 1996 г. Заводу присуждена международная награда “Факел Бирмингема” за успехи и развитие в сложных рыночных условиях переходного периода.
В 1998 году одним из первых в республике АП “МПЗ” получило международные сертификаты соответствия системы качества требованиям ИСО 9001-194 и СТБ ИСО-9001-96.
10 февраля 2000 г. АП “МПЗ” преобразовано в открытое акционерное общество “Минский подшипниковый завод”.
Март 2000 г. Открыто представительство ОАО “МПЗ” в г.Москве.
В 2001 году одним из первых в республике ОАО “МПЗ” получило сертификат соответствия системы управления окружающей средой требованиям ИСО 14001-96.
Июнь 2004 г. Система менеджмента качества ОАО “МПЗ” сертифицирована на соответствие требованиям ИСО 9001-2000 в немецкой системе аккредитации DAR/TGA.
6 сентября 2004 г. закончилось выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. От ОАО “МПЗ” таковым стал заместитель технического директора, депутат горсовета Анатолий Владимирович Павлович.
10 марта 2006 г. Состоялась встреча с приоритетными покупателями ОАО “МПЗ”, итогом которой стало вручение сертификатов дистрибьюторам. С этого момента товаропроводящая сеть ОАО “МПЗ” вышла на качественно новый уровень.
17 августа 2006 г. Состоялось торжественное собрание, посвященное 55-летию выпуска первого белорусского подшипника.

Так рождался миллиардный


Важным событием в жизни коллектива стало 13 января 1982 года. В этот день в шарикоподшипниковом цехе комсомолки Анна Дубовик, Наталья Корнилович вместе с ветераном завода Людмилой Федоровной Орловой собрали миллиардный белорусский подшипник. Символично, что сборку доверили Людмиле Федоровне, которая в далеком 1951 году собрала первый белорусский подшипник.
От миллиардного начинался новый отсчет трудовых подвигов, из которых складывался общий успех предприятия.
5 ноября 1984 года заводу в восьмой раз было вручено переходящее Красное знамя Министерства автомобильной промышленности и ЦК отраслевого профсоюза за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании.
В цехах предприятия действовали 200 автоматических линий, более 300 автооператоров и загрузочно-погрузочных устройств к технологическому оборудованию, 50 механизированных складов. Был разработан и внедрен комплекс автоматических линий и автоматов термической обработки деталей подшипников, по которым получено десять патентов (ФРГ, Англия, Швеция, Италия и другие страны).
На заводе действовала комплексная система управления качеством. Так, комплексная система “Металл”, рассчитанная до 1990 года, позволяла ежегодно экономить до 2000 тонн металла. Продукция высшей категории поступала в 44 страны мира.
Успех завода по сравнению с предыдущими и последующими годами был поистине ошеломляющим. Сверх годового задания было выпущено 676 тысяч подшипников. Конец 1984 года ознаменовался самыми высокими оценками: по итогам года ГПЗ-11 наградили переходящим Красным знаменем победителя Всесоюзного социалистического соревнования с занесением на Всесоюзную Доску почета на ВДНХ СССР (знамя было вручено 2 марта 1985 года секретарем ЦК КПБ В.А.Лепешкиным). Лучшему в отрасли предприятию была доверена сборка миллиардного подшипника — такого объема выпуска подшипников за год достигли в стране к концу 1984 года.
30 декабря 1984 года в торжественной обстановке комсомолками Надеждой Свиридович и Валентиной Наркевич был собран юбилейный, миллиардный в отрасли подшипник из собранных за год подшипниковыми заводами страны.
На состоявшемся митинге рабочие предприятия приняли высокие обязательства на 1985 год — выпустить сверх плана 200 тысяч подшипников, отработать два дня на сэкономленном материале и добиться прироста продукции без увеличения числа работающих. К концу 1984 года 250 человек на заводе работали в счет 12-й пятилетки, а в кузнечном цехе почти половина работающих досрочно выполнила свой план.
Леонид ЖЕЛЕЗКО, ветеран завода


Завод —моя судьба

Минский подшипниковый знаком мне со школьной скамьи. Здесь в шарикоподшипниковом цехе работал мой отец Иван Федорович Гриб. Он интересно рассказывал, как делаются подшипники, что собирают их такие же девчонки, как я.
После школы в 1967 году меня взяли на работу в роликовый цех контролером. Первый рабочий день запомнился тем, что было страшно. Как же я справлюсь? Ведь проверять качество роликов — это очень сложно. Мастер Татьяна Афанасьевна Медведева, заметив, как я волнуюсь, успокаивала: “Вот видишь, получается. Пройдет немного времени — и приборы освоишь”.
Время было интересное. После работы спешили с девчонками в спортивный зал, на репетиции художественной самодеятельности. Тогда многие увлекались туризмом, мы участвовали в водных походах по Неману, рекам Прибалтики. На спортивных соревнованиях я встретилась со своим будущим мужем. Михаил работал конструктором в отделе механизации и автоматизации, увлекался альпинизмом, настольным теннисом.
Пафос тех дней запомнится надолго. Завод гремел на всю страну. Хотелось больше знать о производстве, поэтому многие молодые ребята и девчата поступали учиться в вузы и техникумы. Я тоже окончила вечернее отделение БПИ, работала конструктором. 25 августа этого года исполнится 41 год, как я на подшипниковом.
По сути, вся моя жизнь прошла на заводе. Я благодарна судьбе, что так сложился мой трудовой путь. Здесь я обрела профессию, семейное счастье. Мы с мужем рады, что наши сыновья тоже стали инженерами.
С юбилеем, родной завод, дорогие мои коллеги!
Тамара БОГДАНЕЦ, начальник бюро рекламы

О нас говорят

ОАО “МПЗ” является крупным поставщиком подшипниковой продукции для ОАО “Магнитогорский металлургический комбинат”.
Учитывая высокое качество поставляемых подшипников, выполнение обязательств по комплектности и срокам отгрузки, компетентность и информированность менеджеров, принято решение о внесении вашего предприятия в реестр приоритетных поставщиков ОАО “ММК” на 2008 год.
Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
В.БОБЫЛЕВ, начальник управления оборудования ОАО “Магнитогорский металлургический комбинат”
***
ЗАО “Новокраматорский машиностроительный завод” на протяжении трех лет сотрудничает с ОАО “Минский подшипниковый завод”.
Наш завод удовлетворен качеством и долговечностью подшипников вашего производства, а также стабильностью поставок.
Надеемся и в дальнейшем на плодотворное сотрудничество между нашими предприятиями.
А.ПОГРОМСКИЙ, начальник отдела комплектации ЗАО “Новокраматорский машиностроительный завод”
***
На основании стандарта предприятия СТП 14-105-СМК-7.4-01-2005 “Система менеджмента качества. Закупки. Оценка и стимулирование поставщиков” уведомляем вас, что ваше предприятие получило 98 баллов из максимальных 100 и попало в категорию “надежный поставщик”.
И.МАЛКОВ, начальник управления материально-технического снабжения ОАО “Северсталь”


В пятерке лучших
ОАО “МПЗ” является членом некоммерческой организации “Союз “МРК” Подшипник”, в которую входят еще 12 предприятий, производящих подшипники на территории стран СНГ.
Доля ОАО “МПЗ” в общем объеме выпущенной концерном продукции в количественном выражении за три месяца 2008 года составила 10 процентов (5-е место среди 13 подшипниковых заводов). За аналогичный период прошлого года — 8,8 процента (5-е место). В стоимостном выражении доля ОАО “МПЗ” в 2008 году — 14,4 процента (1-е место), в 2007-м — 13 процентов (4-е место).


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter