Почему школе нужен переворот

«От наших детей все начинается»

Надоело! Выступаю против. Не всего. Но многих вещей. Против хот-догов — желудки портят. Против безвкусицы на эстраде. Против засилья статистики и статистов в нашей жизни. Когда главное не человек, а цифры и показатели, которых он добивается или может добиться. Ладно еще когда речь идет о производстве — тут расчеты уместны. Но когда мальчишек и девчонок рассматривают исключительно с целью поставить галочку в отчете, тут уж я встаю на дыбы.


Довелось как-то побывать в одной из школ на общем родительском собрании. Думал, речь пойдет о питании детей, создании условий для их учебы и отдыха. О школьной форме, наконец… Ага, как бы не так! Об этом — ни слова. Обсуждали цифры: энный процент учащихся учится на пятерки и шестерки, а сколько-то там — исключительно на восьмерки и девятки. И пожелания родителям отстающих ребятишек помочь своим чадам подтянуться в учебе не последовало. Завуча заботили только показатели — школа должна занимать достойное место среди других учебных учреждений. Говорилось на собрании и о грядущем поступлении выпускников в высшие учебные заведения. Правда, отнюдь не с точки зрения беспокойства о том, чтобы лучшие из лучших продолжили образование и нашли свое место в жизни. Опять звучало слово «процент». На этот раз процент поступления... Причем руководство школы особо не скрывало своей заинтересованности в поступлении выпускников именно в вуз, хоть какой-нибудь, нежели в среднее учебное заведение — пусть и престижнейшее. Почему? Да очень просто — ее величество статистика требует.

Так что, наши дети школу уже особо не заботят? По крайней мере, в том понимании, которое существовало лет двадцать — тридцать назад. Когда считалось, что школа для мальчишек и девчонок сродни второму дому. Где они не только получают знания, но и учатся жизни под началом педагогов, готовых даже за копейки заниматься любимым делом. А сейчас, к сожалению, иной педагог на вопрос «читали ли вы «Педагогическую поэму»?», запросто может ответить, что поэзией не интересуется.

Вот-вот начнутся летние каникулы. Дети на это время получат, как всегда, домашнее задание. Хотелось бы, чтобы нечто аналогичное получили и преподаватели. Например, меньше считать проценты и цифры в соответствующих графах, а больше читать. И речь не только о добрых и умных книгах. В душах учеников надо научиться читать. Им ведь важно обыкновенное участие, чтобы не чувствовать себя «статистической единицей».

Вот поэтому школе и нужен тот переворот, которого потребовал от министра образования ­Президент. Нужно менять учебники, которые перестали соответствовать духу времени. Но главное — в школах должны трудиться исключительно преданные делу педагоги, не приходящие отработать от звонка до звонка. Если сегодня упустить одного ребенка, второго, третьего, то завтра можно получить весьма неприятные сюрпризы. Вроде подрастающего поколения «закладчиков» психотропов (якобы заработать неплохие деньги можно). Либо «пушечного мяса» для оппозиции — неокрепшими умами легко управлять. Потом вытаскивать их на различные акции — типа как наиболее активных и самостоятельных участников. А «кукловоды» будут сидеть где-то далеко и, потирая ладошки, подсчитывать головы массовки — вознаграждение же за каждую единицу! Мрачные перспективы? Весьма... Но в наших силах, чтобы они не стали реальностью.

minchenko@sb.by

P.S. Так если «от наших детей все начинается», как сказал ­Президент, может, пора уже и начать?

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter