Минский тракторный завод отмечает свое 75-летие и готовится к выпуску 4-миллионного трактора

От «Большевика» до супертрактора: дорога длиною в 75 лет

Новые модели МТЗ будут локомотивом для вхождения на мировые рынки

История Минского тракторного завода тесно переплетена со становлением и развитием сельского хозяйства в республике. В немалой степени именно благодаря гиганту сельскохозяйственного машиностроения в послевоенные годы мы смогли интенсивно наращивать посевные площади, повышать урожайность. Сегодня Минский тракторный завод отмечает свое 75-летие. И одновременно готовится еще к одному значимому юбилею — выпуску 4-миллионного трактора. Технику под маркой Belarus знают в 126 странах, в которые поставлял продукцию МТЗ. Среди мировых производителей предприятие имеет одну из самых широких линеек — более 100 моделей и модификаций: от мини-агрегатов для приусадебного хозяйства мощностью 9 л. с. до тракторов 6—7-го класса энергонасыщенности. А начиналась производственная история предприятия с плуга.



До войны Минск представлял собой небольшой уездный город, но в 1930-х годах индустриализация добралась и до него. До революции на месте, где расположен МТЗ, раскинулась роща архиерейского подворья. После войны ее превратили в аэродром, потом использовали под постой воинских частей, а в 1940 году начали строить авиационный завод № 453, который по проекту должен был выпускать 300 тяжелых бомбардировщиков в год. Но грянула война…




После освобождения Беларуси в полуразрушенных цехах завода № 453 все-таки наладили производство истребителей Як-9. После победы перешли на товары народного потребления: столы, кровати, тумбочки. А 16 июля 1945 года по дороге на Потсдамскую конференцию Минск посетил Иосиф Сталин. Руководитель Правительства БССР Пантелеймон Пономаренко предложил на месте завода № 453 наладить тракторное производство. Вождь одобрил идею. И 29 мая 1946-го решение оформлено соответствующим постановлением Совета Министров СССР. Эта дата и считается днем рождения завода.

Его строительство проходило в тяжелых условиях послевоенной разрухи, когда не хватало материалов, техники, оборудования… Но энтузиазм первых работников МТЗ преодолевал все сложности. Параллельно с возведением цехов завод начал выпуск первой продукции уже в


1947 году. И это был не трактор, а болотный плуг — прицепной агрегат, приспособленный к работе в суровых условиях заболоченных почв. Страна остро нуждалась в таком оборудовании. Стартовала программа по осушению болот и вовлечению этих земель в сельхозоборот. А урожайность на рекультивируемых пашнях была в 2—3 раза выше. И проблема с провиантом в послевоенные годы стояла остро, поэтому продукция МТЗ с самого начала играла важную роль в обеспечении продовольственной безопасности республики.


Первые серийные машины, собранные на МТЗ, были «чужой» конструкции — ленинградского завода имени Кирова. Причем начинали с гусеничного трактора «Кировец КД-35». Успехом пользовались и белорусские гусеничные трелевочники КТ-12. На специализацию по колесным тракторам МТЗ стал выходить в 1949 году. Первый МТЗ-1 собственной конструкции в серию не пошел. но на его базе разработали модель МТЗ-2. Первый трактор сошел с конвейера в октябре 1950-го. Машина с серийным номером 1 верой и правдой проработала в колхозе «Большевик» Копыльского района до 1971 года. К 25-летию предприятия ее отреставрировали и установили у проходной завода.


Потом у МТЗ было много легендарных моделей: МТЗ-50, МТЗ-80, МТЗ-1221… В 1987 году завод побил мировой рекорд — выпустил 100,1 тысячи тракторов. Больше половины экспортировали.


Сегодня до 90 процентов продукции МТЗ отправляется за рубеж. Ключевые ее потребители — Россия, Украина, Казахстан, Узбекистан, а в последние годы и Пакистан. Растут поставки в государства дальней дуги. А всего наши тракторы ежегодно отправляются в более чем 50 стран. У марки Belarus две фишки. Во-первых, широкая линейка продукции, которая способна удовлетворить потребности почти любого сельхозпредприятия независимо от размера и географии расположения. Есть недорогие модели, даже без кабины — такие актуальны для фермеров в Африке и некоторых азиатских странах. На другом полюсе модельной линейки расположены энергонасыщенные тракторы, снабженные сложной электроникой, GPS и другими системами. В 2019 году МТЗ освоил серийный выпуск техники, соответствующей экологическому стандарту Stage-V, в том числе с отечественным двигателем Минского моторного завода. Эти модели будут локомотивом для вхождения нашего предприятия на европейский рынок. С одной стороны, там еще хорошо помнят белорусские тракторы. Некоторые в строю со времен Советского Союза, хотя прошло больше 30 лет. С другой — ЕС весьма серьезно и агрессивно защищает свои рынки от импортных производителей.


Тем не менее у МТЗ есть конкурентные преимущества. Во-первых, завод один из немногих в мире обладает замкнутым циклом: своими силами обеспечивает все этапы жизни изделия — от конструирования, производства узлов, агрегатов, сборки до гарантийного и сервисного обслуживания. Соответственно, МТЗ может контролировать все процессы, что повышает надежность техники. Во-вторых, в тракторах используются только отечественные детали. Предприятие никогда не отдавало на аутсорсинг производственные функции в третьи страны. Другими словами, наш трактор может считаться истинным европейцем — доля импортных деталей (в основном электронных систем) в серийных моделях не более 5—6 процентов. А потребитель все-таки ценит европейское производство.


В ближайшие годы МТЗ планирует обновить модельный ряд. Процесс уже начался, рестайлинг прошли одни из самых популярных моделей:  МТЗ-82.3 и МТЗ-1222.4.

Один из самых амбициозных планов — модернизация производства. Как отметил генеральный директор ОАО «МТЗ» Виталий Вовк, предприятию необходимо техническое обновление. Конечно, модернизация проводится непрерывно, постоянно закупаются новое оборудование и станки, но в следующие две пятилетки компания планирует интенсифицировать этот процесс. Время требует внедрения технологий, которые позволят повысить производительность труда, снизить издержки производства и дать возможности для реализации ноу-хау в образцах техники, которые уже зреют в конструкторских бюро. Разработана и утверждена программа модернизации до 2030 года с объемом финансирования около 2 миллиардов долларов.


История неудержимо движется вперед, но МТЗ не стареет. И следующий юбилей предприятие встретит уже с новыми, современными цехами. И еще более интересной техникой.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter