Острый запах кулис
10.01.2012
Дискуссия, развернувшаяся на страницах «СБ» по итогам недавнего съезда писателей, нынче официально завершена. Редакция дала слово многим заинтересованным сторонам, а потому есть основания полагать, что тот, кому есть что сказать, высказался, не промолчал. Другое дело, что любая точка в художественном произведении всегда сродни многоточию. Это означает, что и законченная нами дискуссия все еще продолжается... Продолжается в головах, умах, высказанных идеях, продолжается на бумаге и в файлах, четверостишиях и романах. Дискуссия сегодня продолжается, как, собственно, и весь художественный процесс. Сегодня, собственно, не вчера...
«Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР признал, что театр им. Мейерхольда окончательно скатился на чуждые советскому искусству позиции и стал чужим для советского зрителя. Это выразилось в том, что:
1. Театр им. Мейерхольда в течение всего своего существования не мог освободиться от чуждых советскому искусству, насквозь буржуазных формалистических позиций. В результате этого в угоду левацкому трюкачеству и формалистическим вывертам даже классические произведения русской драматургии давались в театре в искаженном, антихудожественном виде...
4. К двадцатилетию Октябрьской революции театр... не подготовил ни одной постановки...
Ввиду всего этого Комитет... постановил: а) ликвидировать театр им. Мейерхольда как чуждый советскому искусству; б) труппу театра использовать в других театрах; вопрос о возможности дальнейшей работы Вс.Мейерхольда в области театра обсудить особо» (Приказ комитета по делам искусств «О ликвидации театра им. Вс.Мейерхольда», 9.01.1938).
***
***
«Эта война показала всему миру, как прочны и могущественны основы советского строя и его жизненная сила. Об этом неиссякаемом источнике наших жизненных сил свидетельствует также и послевоенный период мирного созидательного труда по восстановлению разрушенной промышленности, социалистического сельского хозяйства и культурного строительства. Все это происходит на наших глазах при участии всего народа. Мы воочию видим, как велики достижения советских людей, вдохновляемых волей и энергией большевистской партии, за эти немногие годы мирного труда. Растет вместе с тем и творческий энтузиазм, и патриотизм советского народа. Грандиозный план работ послевоенной сталинской пятилетки советские люди обещают выполнить в четыре года. И он будет выполнен во имя могущества нашей социалистической Родины и во имя безграничной любви и преданности советских народов нашему гениальному вождю и учителю. Этот всенародный творческий подъем и энтузиазм дали возможность нашему советскому правительству и Центральному Комитету Всесоюзной Коммунистической партии большевиков провести денежную реформу, отменить карточки на продукты питания и на товары широкого потребления и значительно снизить на них цены, — мероприятия, столь благотворно отразившиеся на жизненном уровне широчайших масс населения Советского Союза (поэт Якуб Колас. «По пути Ленина — Сталина», 11.01.1948).
***
«Нет слов, некогда господствовавший культ Сталина нанес огромный вред нашей литературе и искусству. Сковывалась, замораживалась творческая мысль. Насаждался догматизм. Всячески поддерживалась лакировка действительности, пропагандировалась убийственная для искусства теория бесконфликтности и т.д. Тлетворное влияние культа сказалось и на многих произведениях, рисующих героический труд советских людей. Показ труда, живого, преображающего мир и самого человека, часто подменялся сухим описательством, а трудовой пафос — гулом, грохотом станков и машин. Проблема же очищения и роста человека в труде нередко сводилась к проблеме освоения, скажем, скоростного резания металла. Да, все это было и в какой–то степени скомпрометировало тему труда. Но при чем же здесь великий созидательный труд советских людей?
Последние годы отмечены таким выдающимся событием, как принятие XXII съездом КПСС великой Программы партии — документа великой борьбы за построение коммунизма. И рассказать обо всем этом страстно и правдиво может, безусловно, только художник социалистического реализма... Борьба партии за идейную чистоту литературы и искусства, против тлетворного влияния Запада является борьбой за социалистический реализм, за партийность и народность нашей литературы, искусства, за уважение к человеку–творцу. Эта борьба за твои интересы, товарищ!» (писатель Владимир Карпов, «Правда жизни», 10.01.1963).
У подшивок «СБ» разных лет разный запах. Вот, скажем, если вы захотите по примеру Жан–Батиста Гренуя стать истинным парфюмером, понять, чем пахнет независимость, то вам определенно в 90–е. По странной прихоти газетной бумаги брежневские времена пахнут в подшивке нафталином, а вот у изданий с портретом Хрущева запах иной, здесь нафталин даже поярче будет. Сороковые пахнут всенародным горем, порохом, кровью, войной. Однако самый отвратительный запах у довоенных подшивок — они пахнут ужасом.
В 1938 году, когда театр неутомимого экспериментатора Мейерхольда был закрыт, Станиславский пригласил опального режиссера в руководимый им оперный театр: так завершилась их многолетняя творческая полемика. Казалось бы, вот она, точка в дискуссии, ан нет... Всеволод Мейерхольд был арестован в Ленинграде 20 июня 1939 года. Он обвинялся по приснопамятной 58–й статье и 1 февраля 1940 года на заседании Военной коллегии Верховного суда СССР был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение на следующий день после вынесения...