Гость «СОЮЗа» — заместитель Госсекретаря Союзного государства Алексей Кубрин
19.03.2020 10:26:16
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) завершило проверку Белорусской атомной станции, которая возводится по российскому проекту в Гродненской области вблизи города Островца. Как эксперты оценивают готовность Беларуси к эксплуатации атомной станции, насколько проект важен для Союзного государства? Об этом и многом другом мы расспросили нашего гостя.
Алексей Кубрин: В Островце — одна из самых безопасных станций в мире.
— Алексей Александрович, на каком этапе строительства находится сейчас атомная станция?
— Давайте сразу определимся: мы говорим пока о запуске первого блока. Сейчас российская и белорусская стороны вышли на финишную прямую: идут предпусковые операции, связанные с тем, что станция — это объект повышенной опасности.
Есть также некоторые технические моменты, связанные с подготовкой документации. Ее делает разработчик — российская сторона.
— Когда же сам пуск?
— АЭС — очень сложный объект.
Пуск первого блока запланирован в этом году, но он будет проходить фактически несколько месяцев. На первом этапе необходимо оценить, как взаимодействуют все элементы атомной станции. Только потом будет осуществлена загрузка топлива. Приведу аналогию с автомобилем: как мы запускаем двигатель зимой? Сначала прогреваем, потом едем на малых оборотах и только после этого смело давим на газ. С АЭС то же самое, только значительно сложнее. Выход на сто процентов мощности и последующее подключение к энергосистеме Беларуси будут осуществляться таким же последовательным образом.
— Почему этот проект важен для Союзного государства?
— Станция в Островце — один из элементов общей системы энергоснабжения и энергообеспечения нашего с вами Союзного государства. После запуска АЭС у Беларуси появится избыток электроэнергии, что с ней делать помимо того, что ее можно продавать? Учитывая, что сегодня мировой тренд — экологически чистый электрический транспорт, значит, и нам необходимо думать о каком‑то массовом запуске электротранспорта. Уже есть взаимодействие между российскими и белорусскими предприятиями в области коммунального транспорта. Вы знаете, что электробусы ездят и в России, и в Беларуси. Следующий шаг — создание союзного электромобиля. Или даже линейки электромобилей. Но тогда возникает вопрос: где их подзаряжать? Пуск атомной станции даст ответ и на этот вопрос.
— Можно назвать строительство АЭС союзной стройкой?
— Конечно, это союзная стройка. Тысячи специалистов из России и Беларуси принимали участие в возведении атомной электростанции. Единовременно в Островце работали до семи тысяч человек! Это десятки строительных организаций из России и Беларуси. Работали и наши студенческие отряды. Это только один параметр.
Другой — финансирование. АЭС возводится за счет кредита российской стороны. Но, извините, этот кредит будет гаситься белорусской стороной. Значит, фактически используются финансово‑кредитные ресурсы Союзного государства. Получается, что это союзный проект.
— Сегодня много говорят об экологии атомных станций. Насколько проект безопасен, как его оценили эксперты МАГАТЭ?
— Специалисты МАГАТЭ вынесли вердикт: система обеспечения безопасности Белорусской атомной станции является примером для всех атомных станций в мире. Более того, рекомендуется при строительстве новых атомных станций ориентироваться именно на АЭС в Островце. Поэтому мы можем смело сказать, что завершается строительство одной из самых безопасных станций в мире. Пока аналогов таким технологиям нет.
— А есть какие‑то уникальные технологии, которые были специально разработаны нашими учеными?
— В первую очередь это ядерный реактор нового типа. Он разработан российскими учеными. В Нижнем Новгороде находится головной институт, который является разработчиком ядерных технологий. Предприятия Нижегородской области принимают участие в поставках на эту атомную станцию и самих блоков, и ядерных реакторов. Я не могу вам озвучить полный перечень наших уникальных технологий, но, поверьте, они есть. Топливо также будет российское. При строительстве атомной станции всегда проводятся дополнительные исследования, которые ведутся российскими и белорусскими учеными. Идет постоянный обмен технологиями и подготовка специалистов.
— При возведении станции в Островце была построена новая инфраструктура и жилые комплексы. Как будет дальше развиваться город?
— Дома очень хорошие. По мере того как из них станут выезжать строители, в них будут заезжать ядерщики. Город будет развиваться: только по штатному расписанию порядка трех тысяч человек должно работать на станции. Город обрастет образовательной инфраструктурой, где будут готовиться специалисты для атомной станции. На базе именно таких ядерных центров и создаются наукограды. Так что у Островца — большое будущее.
В ТЕМУ
Атомная станция в Островце строится по российскому проекту ВВЭР‑1200 поколения «три плюс». Она состоит из двух энергоблоков суммарной мощностью 2400 МВт. Проект соответствует самым строгим нормам и рекомендациям МАГАТЭ и отличается повышенными характеристиками безопасности. Строительные работы на первом энергоблоке начаты в ноябре 2013 года, на втором — в апреле 2014-го. Генеральным подрядчиком выступает инжиниринговый дивизион госкорпорации «Росатом» (АСЭ).
Юлия Васильева
julia@rg.ru
Алексей Кубрин: В Островце — одна из самых безопасных станций в мире.
— Алексей Александрович, на каком этапе строительства находится сейчас атомная станция?
— Давайте сразу определимся: мы говорим пока о запуске первого блока. Сейчас российская и белорусская стороны вышли на финишную прямую: идут предпусковые операции, связанные с тем, что станция — это объект повышенной опасности.
Есть также некоторые технические моменты, связанные с подготовкой документации. Ее делает разработчик — российская сторона.
— Когда же сам пуск?
— АЭС — очень сложный объект.
Пуск первого блока запланирован в этом году, но он будет проходить фактически несколько месяцев. На первом этапе необходимо оценить, как взаимодействуют все элементы атомной станции. Только потом будет осуществлена загрузка топлива. Приведу аналогию с автомобилем: как мы запускаем двигатель зимой? Сначала прогреваем, потом едем на малых оборотах и только после этого смело давим на газ. С АЭС то же самое, только значительно сложнее. Выход на сто процентов мощности и последующее подключение к энергосистеме Беларуси будут осуществляться таким же последовательным образом.
— Почему этот проект важен для Союзного государства?
— Станция в Островце — один из элементов общей системы энергоснабжения и энергообеспечения нашего с вами Союзного государства. После запуска АЭС у Беларуси появится избыток электроэнергии, что с ней делать помимо того, что ее можно продавать? Учитывая, что сегодня мировой тренд — экологически чистый электрический транспорт, значит, и нам необходимо думать о каком‑то массовом запуске электротранспорта. Уже есть взаимодействие между российскими и белорусскими предприятиями в области коммунального транспорта. Вы знаете, что электробусы ездят и в России, и в Беларуси. Следующий шаг — создание союзного электромобиля. Или даже линейки электромобилей. Но тогда возникает вопрос: где их подзаряжать? Пуск атомной станции даст ответ и на этот вопрос.
— Можно назвать строительство АЭС союзной стройкой?
— Конечно, это союзная стройка. Тысячи специалистов из России и Беларуси принимали участие в возведении атомной электростанции. Единовременно в Островце работали до семи тысяч человек! Это десятки строительных организаций из России и Беларуси. Работали и наши студенческие отряды. Это только один параметр.
Другой — финансирование. АЭС возводится за счет кредита российской стороны. Но, извините, этот кредит будет гаситься белорусской стороной. Значит, фактически используются финансово‑кредитные ресурсы Союзного государства. Получается, что это союзный проект.
— Сегодня много говорят об экологии атомных станций. Насколько проект безопасен, как его оценили эксперты МАГАТЭ?
— Специалисты МАГАТЭ вынесли вердикт: система обеспечения безопасности Белорусской атомной станции является примером для всех атомных станций в мире. Более того, рекомендуется при строительстве новых атомных станций ориентироваться именно на АЭС в Островце. Поэтому мы можем смело сказать, что завершается строительство одной из самых безопасных станций в мире. Пока аналогов таким технологиям нет.
— А есть какие‑то уникальные технологии, которые были специально разработаны нашими учеными?
— В первую очередь это ядерный реактор нового типа. Он разработан российскими учеными. В Нижнем Новгороде находится головной институт, который является разработчиком ядерных технологий. Предприятия Нижегородской области принимают участие в поставках на эту атомную станцию и самих блоков, и ядерных реакторов. Я не могу вам озвучить полный перечень наших уникальных технологий, но, поверьте, они есть. Топливо также будет российское. При строительстве атомной станции всегда проводятся дополнительные исследования, которые ведутся российскими и белорусскими учеными. Идет постоянный обмен технологиями и подготовка специалистов.
— При возведении станции в Островце была построена новая инфраструктура и жилые комплексы. Как будет дальше развиваться город?
— Дома очень хорошие. По мере того как из них станут выезжать строители, в них будут заезжать ядерщики. Город будет развиваться: только по штатному расписанию порядка трех тысяч человек должно работать на станции. Город обрастет образовательной инфраструктурой, где будут готовиться специалисты для атомной станции. На базе именно таких ядерных центров и создаются наукограды. Так что у Островца — большое будущее.
В ТЕМУ
Атомная станция в Островце строится по российскому проекту ВВЭР‑1200 поколения «три плюс». Она состоит из двух энергоблоков суммарной мощностью 2400 МВт. Проект соответствует самым строгим нормам и рекомендациям МАГАТЭ и отличается повышенными характеристиками безопасности. Строительные работы на первом энергоблоке начаты в ноябре 2013 года, на втором — в апреле 2014-го. Генеральным подрядчиком выступает инжиниринговый дивизион госкорпорации «Росатом» (АСЭ).
Юлия Васильева
julia@rg.ru