Некачественная российская нефть вывела из строя дорогостоящее оборудование на Мозырском НПЗ. Что дальше?

Осадочек в трубе остался

В  конце прошлой недели резко ухудшилось качество российской нефти Urals, которая по нефтепроводу «Дружба» поступает на наши перерабатывающие заводы. Содержание хлорорганики превышало допустимые нормы в некоторых пробах в 100 раз! Объясняем: это химически агрессивное вещество, которое провоцирует стремительную коррозию оборудования. И может «убить» дорогостоящие катализаторные системы. Российская компания «Транснефть» признала проблему: нарушение условий контракта подтверждено двусторонним актом. Сейчас концерн «Белнефтехим» и НПЗ проводят необходимые мероприятия по минимизации последствий ЧП и подсчитывают сумму ущерба. 

фото белта.

Ранее таких прецедентов не случалось. Система магистральных нефтепроводов «Дружба» не только снабжает углеводородным сырьем белорусские перерабатывающие предприятия, но и обеспечивает транзит нефти в Западную Европу через Украину и Польшу. Российская «Транснефть» сообщила: источник загрязнения обнаружен. Он находится на участке Самара — Унеча, его протяженность 1,4 тысячи километров. Российские партнеры уверяют: принимают все возможные меры, чтобы восстановить поставки качественной нефти. Тем не менее в транспортной магистрали «Дружба» уже есть 700 тысяч тонн некондиционной нефти. О ее судьбе будет приниматься отдельное решение. Сейчас рассматриваются разные варианты. В том числе реверсная прокачка поставщику. Пока, к сожалению, белорусские нефтеперерабатывающие предприятия стали своеобразным фильтром для не соответствующего стандартам сырья в нефтепроводе, сообщил председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков. 

Первый удар некачественной нефти принял на себя Мозырский НПЗ. На предприятии оперативно увеличили расход реагентов для защиты оборудования, скорректировали технологические процессы, оптимизировали загрузку мощностей. Тем не менее попадание в производство избыточного количества хлористых органических соединений дало о себе знать уже в пятницу. На установке ЛК6У № 2 секции С-100 выявлены пропуски теплообменных трубок воздушного холодильника, который состоит из шести секций. Предварительное комиссионное обследование установило признаки коррозионного разрушения. По словам генерального директора ОАО «МНПЗ» Виталия Павлова, сотрудники предприятия оперативно отреагировали на ситуацию. Неисправное оборудование демонтировано. Уже приступили к его ремонту. Виталий Павлов заверил: невзирая на внештатную ситуацию, «на потребителях это никак не сказывается, на предприятии выпускается продукция, соответствующая всем стандартам качества». 

До ОАО «Нафтан» некачественная нефть дошла только к понедельнику. Как сообщили в концерне «Белнефтехим», негодное сырье сейчас накапливают в резервуарах. Генеральный директор ОАО «Нафтан» Александр Демидов считает: ситуация на Новополоцком НПЗ складывается несколько лучше, чем на Мозырском, так как завод снабжается из двух веток нефтепровода «Дружба» — северной и южной. Чтобы сохранить оборудование, решили снизить загрузку мощностей. Также планируется увеличить прокачку по северной нитке нефтепровода Сургут — Новополоцк. Технические возможности есть, так как мощности этой транспортной магистрали используются только на 10 процентов. По оперативной информации, находящаяся в трубопроводе нефть соответствует ГОСТу.

Андрей Рыбаков уверяет: некачественная нефть сейчас локализована на технических переходах. Из процесса переработки ее вывели. Но восстановить штатные поставки соответствующего стандартам сырья удастся только через 8 — 10 дней, прогнозирует генеральный директор ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Олег Борисенко. А пока нашим предприятиям пришлось значительно снизить объемы производства. На заседании оперативного штаба, которое прошло в Новополоцке в минувшую субботу, заместитель Премьер-министра Игорь Ляшенко отметил: момент очень ответственный. Идет посевная. Топливо на село должно поставляться без перебоев. Поэтому пришлось ограничить экспортные поставки. Хотя спрос на наши нефтепродукты есть и конъюнктура цен находится на пике. Ограничения — временная мера, заверил председатель концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов. Ситуация с поставками сырья должна улучшаться каждый день. «По мере ее исправления обязательства по поставкам нашим иностранным контрагентам будут выполнены», — заверил он. Тем не менее «мы имеем как экономические, так и технические издержки»,  констатировал Игорь Ляшенко. 

Окончательно размер ущерба подсчитают только в августе—сентябре, после капитального ремонта оборудования. Исходя из его уникальности, «ремонт может занять от полугода и больше. Если говорить о денежном выражении, то это как минимум десятки миллионов долларов», прокомментировал ситуацию Андрей Рыбаков. В целом же ущерб может измеряться многими сотнями миллионов долларов. 

Сегодня команда концерна «Белнефтехим» и директора неф­теперерабатывающих заводов проводят переговоры с руководством «Транснефти» по сложившейся ситуации. На повестке дня — и восстановление поставок нефти согласно заключенным контрактам, и компенсация ущерба нашим предприятиям. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter