Окна, открывающие возможности
09.01.2014 10:56:00
Уже сегодня через интернет можно заказать билет на поезд или самолет, узнать о наличии очереди на границе и оплатить коммунальные услуги. Реализация проекта “Электронное правительство” откроет новые возможности
Чтобы граждане могли, не выходя из дома, записаться на прием к чиновнику, получить нужный документ или ответ на вопрос, в нашей стране реализуется подпрограмма “Электронное правительство” Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011—2015 годы. Общая сумма бюджетного финансирования проекта составляет около 315 миллиардов рублей. Уже создана базовая инфраструктура, единый центр общегосударственной автоматизированной информационной системы, который для удобства пользователей объединяет в себе информационные ресурсы участников подпрограммы, постепенно обрастая базами данных и ссылками на различные сайты. Шесть из тринадцати предусмотренных мероприятий планируется завершить до конца текущего года. Подробнее о том, как развивается электронное правительство в Беларуси, узнавала корреспондент “НГ”.
Действенное преимущество
“Для бухгалтеров перевод части документации и отчетов в электронную форму существенно экономит время, избавляет от необходимости нервничать, выстаивая очереди в различные инстанции, — отмечает бухгалтер, преподаватель Анна Моисеенко. — К примеру, на моем рабочем компьютере установлена программа “Клиент —банк”, которая позволяет делать перечисления различным поставщикам. Пользуюсь специальной программой для отправки документов по персонифицированному учету и различных отчетов в Фонд социальной защиты населения. Также нет проблем с отправкой налоговой декларации. Когда документ составлен и подписан, остается только зайти на портал организации и отправить его по интернету. Достаточно бухгалтеру один раз пройти эту процедуру, и он никогда не захочет вернуться к бумажной форме”.
Ключ к взаимодействию
Уже многие государственные и частные организации, имеющие электронные подписи, пользуются отдельными электронными услугами. “Для того чтобы данными услугами смогли воспользоваться все граждане Беларуси, необходимо внедрить систему электронной идентификации личности. Это может быть ключ с электронной подписью или чип-карта, содержащая персональные данные”, — отмечает директор департамента информатизации Министерства связи и информатизации Владимир Лебедев. Работы по созданию такой системы уже начаты, и планируется, что к концу следующего года она заработает.
Межведомственное взаимодействие в стране курирует РУП “Национальный центр электронных услуг”. По прогнозам специалистов, электронный товарооборот в органах государственного управления станет привычным в 2014—2015 годах. Если ранее электронные услуги, как островки в океане, имели эпизодический характер, то теперь проблемы взаимодействия на всех уровнях решают специалисты центра с помощью специальных систем, которые в результате должны будут существенно снизить затраты государственных организаций и упростят процедуру, например, услуги “электронной приемной”, которую планируется оказывать в несколько понятных для пользователя этапов. Это получение бланков документов для подготовки к визиту в госорган, предварительная подача заявления, оплата и запись на прием в конкретное время, отслеживание хода рассмотрения заявления и получение услуги в электронном виде. “В ближайшее время будет завершено создание государственной системы управления при помощи открытых ключей электронной цифровой подписи, и я надеюсь, что скоро мы объявим о начале функционирования корневого удостоверяющего центра. А в следующем году появится механизм идентификации, который можно будет использовать и для физических лиц”, — проинформировал директор Национального центра электронных услуг Андрей Ильин.
В распоряжении центра единая система контроля исполнения поручений главы государства, электронная почта госорганов и система межведомственного документооборота (более 300 тысяч документов в месяц). “В области электронного документооборота, создав уникальную систему, мы ушли далеко от коллег из стран СНГ. Через два года, с 1 января 2016-го, обмен документами внутри и между ведомствами должен будет осуществляться в электронном виде”, — заверил начальник управления эксплуатации информационных систем центра Сергей Руднев.
Полезная площадка
В настоящее время министерства и ведомства формируют перечни услуг, которые впоследствии будут согласованы и переведены в электронный вид. Уже сегодня Национальный центр электронных услуг предоставляет 34 услуги, и число их постепенно растет. Система осуществляет взаимодействие с Минюстом, МВД, Госкомимуществом, Жилкомхозом, Минсельпродом, Министерством по налогам и сборам и другими ведомствами. Сейчас речь идет о новых услугах на основе данных государственного земельного кадастра, сведений о банкротстве, электронного архива статистической отчетности, информации органов пограничной службы и так далее. “Мы работаем с банковской системой и достаточно быстро обеспечим взаимодействие с ней системы ЕРИП. Таким образом, вскоре сможем обеспечить возможность оплатить услугу в режиме онлайн. И площадкой будет portal.gov.by”, — поделился информацией Андрей Ильин.
Сложность предоставления онлайн-услуг в том, что часто в ходе выполнения процедуры требуется получить информацию из различных ведомств, организовать оплату услуги с помощью банковской системы, адаптировать нормативные документы к реалиям виртуального мира.
Одна из самых активных организаций, где услуги уже в течение длительного времени переводятся в электронный вид и возможности по их предоставлению постоянно расширяются, это Национальное кадастровое агентство Государственного комитета по имуществу Беларуси.
Сотрудники Национального центра электронных услуг активно работают над созданием услуги “Информационное обеспечение процедуры выдачи кредита” — когда по одному запросу банковский служащий сможет получить всю информацию, необходимую для быстрого принятия решения о возможности выдачи кредита.
Знать и пользоваться
“Мы перенимаем опыт таких передовых стран, как Южная Корея, Эстония, Швеция. Много сделано в России. В Молдове стали активно развивать электронные услуги. В Литве получил распространение такой полезный сервис, как мобильная цифровая подпись. Приезжали к нам коллеги из Грузии. Принцип работы электронных систем одинаков, разнятся только подходы к конкретным задачам, выбору программ. К тому же я считаю, что нам важно изучать неудачный опыт иностранных коллег, чтобы провалы не были слишком дорогостоящими. Также надо людям больше рассказывать про имеющиеся услуги, новые возможности. Многие, даже уверенные пользователи интернета, попросту о них не знают. Есть по-настоящему полезные вещи, основанные на сложном технологическом решении, например, транспортный навигатор города Минска TransPot, благодаря которому можно узнать расписание движения и маршруты общественного транспорта”, — рассказал основатель независимой исследовательской инициативы e-Belarus.org, консультант по вопросам ИКТ для развития Михаил Дорошевич.
В последующем также предусмотрена помощь людям, привыкшим бережно складывать нужные “бумажки”, лично обивать пороги, излагая суть своих вопросов чиновникам, и просто не желающим осваивать IT-технологии. Для них уже весной будущего года электронную услугу будут оказывать информационные посредники (сотрудники РУП “Белпочта” и сервисных центров РУП “Белтелеком”). В Беларуси последовательно совершенствуются электронные услуги, появляются новые, разрушаются психологические барьеры людей, привыкших к бумажным документам. Данная форма как признак информационного общества постепенно проникает во все сферы жизни, чтобы сделать ее более удобной.