Оказать теплый прием

Как работает автоматическая система управления технологическими процессами в «Минсккоммунтеплосеть» и какие у нее плюсы
За графиком включения и отключения отопления люди следят не меньше, чем за новостными каналами. ГП «Минсккоммунтеплосеть» — организация, которая в прямом смысле слова несет тепло в каждый дом. У сотрудников предприятия нет выходных и праздников. Но есть круглосуточная занятость — необходимо обеспечить тепловой энергией около восьми тысяч объектов. Надежность, безопасность, экономичность — главные критерии работы. Поэтому одним из направлений деятельности предприятия является автоматизация производства. Разберемся, как функционирует автоматическая система управления технологическими процессами и какие у нее плюсы.

Прямо сейчас мы находимся в самом сердце предприятия — главном диспетчерском пункте. По сути, в контрольной точке, где специалисты у мониторов следят за работой 303 центральных тепловых пунктов, 46 котельных и мини-ТЭЦ. Работа здесь ведется днем и ночью. Ведь речь идет об управлении сложным процессом теплоснабжения столицы. На большом ЖК-экране отображается интерактивная карта. Один взгляд — и можно оценить объемы контролируемой области. А они впечатляют! 

Диспетчер Дмитрий ­Кулинич демонстрирует работу автоматизированной системы, выбирает интересуемый теплоисточник — и мы можем увидеть параметры теплоносителя даже на другом конце города: 
— Программа позволяет круглосуточно следить за ситуацией в любой точке столицы. Случись какой-то сбой, происходит практически моментальное срабатывание сигнализации. 
Начальник диспетчерской службы Инна Грекович вспоминает, как начинала здесь свою деятельность: 


— Тридцать лет тружусь в «Минсккоммунтеплосеть». Хорошо помню, как в диспетчерском пункте вся работа велась на бумаге. Например, как проходил процесс отключения отопления: я и два диспетчера после смены (ночью — по-другому не успевали) брались за составление списков. Раскладывали карту города Минска перед собой, от каждого теплоисточника записывали объекты и их очередность. Трудоемкий, кропотливый процесс. Сейчас достаточно нажать несколько кнопок.

Геннадий Лукашевич, первый заместитель директора — главный инженер, объясняет, что предприятие целенаправленно взяло курс на автоматизацию и диспетчеризацию производства:


— Мы полностью модернизировали котельные. Сейчас активно внедряем новые технологии на теплоисточниках, что позволяет переводить их в автоматический режим, не требующий постоянного присутствия персонала. Это повышает экономичность, надежность теплоснабжения, исключается человеческий фактор. В каждой части города определены характерные объекты, где установлена система диспетчеризации, которая в режиме реального времени отправляет актуальную информацию в главный диспетчерский пункт. Получается, что диспетчер 24 на 7 владеет ситуацией по основным зонам теплоснабжения. Чтобы понять, как это работает, приведу пример: по адресу Маяковского, 115в находится один из районных диспетчерских пунктов. Его специалисты одномоментно следят за работой 22 котельных, на которых, замечу, нет персонала. Если происходит сбой или неисправность, выезжает оперативная бригада. В отопительный сезон в помощь в круглосуточном режиме дежурит бригада аварийно-ремонтной службы.

Геннадий Лукашевич еще не раз скажет про безопасность на подобных объектах. Важно, чтобы на предприятиях работали квалифицированные специалисты, хорошо знающие свое дело:

— Сейчас часто говорят про обучение через всю жизнь. В нашей организации этот момент особенно актуален. Обучению персонала придаем первостепенное значение. Каждый год не менее 20 процентов наших сотрудников погружаются в образовательный процесс.

В планах создать геоинформационную систему тепловых сетей. Это можно сравнить с картой, в которой подробно отображены все процессы, происходящие на ЦТП и котельных. 
В России уже есть такой опыт. Помимо схем сетей со всеми технологическими элементами, они содержат идентификационные коды участков и основные технологические параметры. Сейчас над ней трудятся белорусские инженеры. Объем работы внушительный. Общая протяженность тепловых сетей предприятия составляет более 1300 км сетей, 46 котельных, 14 тысяч узлов — и в данном случае овчинка стоит выделки. В таком крупномасштабном инженерном комплексе иногда возникают нештатные ситуации, требующие оперативного принятия решений и реагирования. Основой этому является анализ ситуации и графической документации. Геоинформационная система поможет быстро ориентироваться в любых обстоятельствах.

УНП 100185328
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter