Одна сатана
21.01.2010
По количеству разводов Беларусь — одна из мировых лидеров. У нас на 1.000 браков приходится примерно 450 разводов. А на каждого судью в среднем 100 бракоразводных дел в год. И это соотношение со временем почти не меняется. Хотя благодаря кризису в мире уменьшилось число «передумавших», аналитики объясняют это не тем, что люди стали крепче держаться друг за друга. Нет, пары не расходятся, потому что им придется делить жилье, которое стоит сейчас очень дешево, вот и решают повременить. А так бегут разводиться по самому ничтожному поводу...
Бывают ситуации, когда не развестись просто невозможно. Один истец написал причину развода дословно: «Мешает мне вести аморальный образ жизни». Когда отдавал заявление, судья аж встрепенулась: мол, вы серьезно? В ответ: «Абсолютно». Развели за пару минут, сочтя это за издевательство не только над супругой, но и над судом.
Вышел из себя и не вернулся
Не редкость, когда в суд идут на следующий же день после бракосочетания. Разговорилась с продавцом свадебного салона, вижу на столе стопку ее фотографий в свадебном платье.
— Для каталога? — с интересом рассматриваю карточки.
— Нет, это моя свадьба.
— А жених где?
— Отрезала.
Молодые, оказалось, поссорились еще накануне торжества, пока украшали зал, но отменять церемонию было поздно: гости приглашены, подарки куплены. Поэтому свадьбу справили, на лимузинах покатались, а в понедельник поехали подавать заявление в суд. Как сказала одна знакомая после 3 месяцев брака и скоропалительного развода: «...А я просто праздника хотела».
Есть и другой популярный сюжет. После нескольких неудачных романов 27–летняя сотрудница компании мобильной связи наконец встретила суженого, который отвечал всем ее требованиям: ни разу не был женат, работал в госструктуре, имел перспективы карьерного роста и ничем не злоупотреблял. Они встречались два года, три месяца продумывали до мелочей свадебную церемонию, вникали в тайны венчания. Но медовый месяц закончился... в суде: он решил выгодно распорядиться ее банковским вкладом, она же предложила ему рассчитывать лишь на свои финансовые возможности, он ее назвал «овцой», она его — «не мужиком». И покатилось...
— Скоротечные браки — нынче довольно распространенное явление, — замечает судья Партизанского района Минска Вероника Абрамович. — В прошлом году, например, мне пришлось развести две таких семьи. Одни три месяца встречались, поженились, через полгода пришли разводиться. Другие пять лет вместе жили, заключили брак, а спустя три месяца решили его аннулировать: мол, жить вместе и жить как муж и жена, оказалось, совершенно разные вещи.
Нынче другие взгляды на жизнь. Если раньше шли в ЗАГС, взвесив все «за» и «против», понимая, что это пожизненный компромисс и взаимные обязательства, а не прогулка по парку, то сейчас никто не готов мириться с недостатками друг друга: куда проще подыскать новый вариант.
— Зачастую в суд обе стороны приходят уже в полном согласии, — рассказывает заместитель председателя суда Заводского района Минска Жанна Дубинина. — Он давно познакомился с другой, она — с другим. У них новые семьи, они совершенно счастливы и давно согласны разойтись. Вот такой сегодня брак — все равно что в гости друг к другу сходили.
Справедливости ради нельзя не уточнить: это городская мода. Семьи в глубинке в 2 — 3 раза крепче. А, например, в 1950 году в сельской местности на территории Белоруссии не распался ни один брак!
Нелепое до типичности
Любой скандал, как правило, начинается на пустом месте. И чем умнее и интеллигентнее стороны, тем глупее выглядит их ссора. Словно Бог дал людям разум, дабы они могли творить глупости. Бывший судья Центрального района Минска Тамара Злобич за 24 года судебной практики о каких только причинах для развода не слышала, готовы были расстаться даже из–за спора, куда переводить стрелки часов: вперед или назад.
— Однажды, еще в советские годы, когда «секса не было», особенно запомнилось дело о разводе, поводом для которого послужило неординарное сексуальное пожелание супруги, — вспоминает Тамара Константиновна. — Благоверный не оценил ее фантазии и счел страшной развратницей, а после «совещания» с родителями подал на развод, наотрез отказываясь суду называть повод. Был и ходок, которого мы разводили в десятый раз, причем его жена не давала согласия на расторжение брака. А он был так влюбчив, что, встретив очередную любовь, считал делом чести развестись с прежней. В одном случае — инфантилизм, в другом — отсутствие понятия социальной ответственности. Но смешно это лишь отчасти. Если в этом «цирке» не участвуют дети...
Семейные ссоры примечательны еще и тем, что дают бесчисленное множество поводов для продолжения — воскрешения из пепла старых обид и претензий. Ну кто откажет себе в удовольствии в двухтысячный раз опровергнуть нелепое обвинение многолетней давности? С возрастом ссоры становятся все более содержательными. Это молодые ревнуют по глупости, а в старости более актуально куда пропали очки, кто взял тапочки, сколько можно смотреть эти сериалы, за кого идти голосовать. Например, во Фрунзенском районе Минска как–то разводили пожилую пару, которая не поделила спальные места на даче.
— Кстати, и в пожилом возрасте расстаются из–за ревности, — вспоминает случай из практики Тамара Злобич. — Одна 60–летняя дама подала иск на развод с мужем старше ее на 26 лет из–за измены. Он, ветеран, регулярно проходил лечение в больницах и нашел там себе подругу...
Известные люди тоже ошибаются. Типичным до нелепости оказался первый развод режиссера Леонида Нечаева. Когда он переехал к своей Антонине в коммуналку, теща попросила его как–нибудь облагородить огромные фикус и столетник, занимавшие полкомнаты. Зять и «облагородил» — обстриг до приличествующих комнатным растениям размеров. Увидев это, теща упала в обморок, а очнувшись, заявила дочери: «Или он, или я». Леонид развернулся и ушел. Правда, сам развод состоялся не скоро — в те времена следовало опубликовать в прессе крохотную заметку о разводе и пришлось два года копить на нее деньги.
Противная сторона
Времена меняются, но нелепых разводов меньше не становится. Недавно распалась довольно известная в белорусском бомонде пара. В свое время о них писали как о «попугаях–неразлучниках». А в итоге после 18 лет совместной жизни они не смогли решить, кто должен купить кухню в дом. Супруг вложил свои накопления в сруб для бани, супруга — в машину из салона, а на кухонный гарнитур ни у кого денег не осталось...
— Вообще, в большинстве случаев инициаторы развода — жены, — говорит Жанна Дубинина. — Они более эмоциональны и иногда совершают поступки, руководствуясь не столько здравым смыслом, сколько обидой. Поэтому сохранение семьи в большей степени всегда лежало на плечах мужа. Но это раньше семья представляла ценность для мужчин: они пытались сохранить семью, что–то предпринять для примирения. И даже последний дебошир и пьяница боялся потерять жену, не давая согласия на развод. Сегодня же все мужчины независимо от возраста в 80 процентах случаев отвечают в суде: «Пусть будет, как она хочет» или «Ну раз она хочет...»
А вообще, абсурдные поводы для развода отыскивают супружеские пары по всему земному шару. Из последнего. 67–летний румынский пенсионер нашел себе невесту на 20 лет моложе и жил с ней счастливо восемь месяцев. На девятый месяц кошка жены съела одного за другим двух любимых попугаев мужа. Что, как написал в исковом заявлении супруг, и выявило их «полную несовместимость». В Англии футбольный фанат объяснил суду свое желание развестись тем, что жена постирала его любимую футболку с коллекцией автографов. Суд немедленно признал жену виновной в вандализме и удовлетворил иск. Подлинным садистом показал себя и житель Кливленда. Его жена обожала детективы. И подлый муж в каждой купленной книге в районе 30–й страницы писал на полях имя убийцы. Кому было бы интересно читать дальше? Услышав про эту «традицию», судья встал на сторону женщины и дал ей развод «по причине особенно утонченно жестокого обращения мужа».
Справка «СБ»
Наибольшее число разводов в Беларуси приходится на семейные пары, прожившие в браке пять — девять лет (22,2 процента от общего числа). 44 процента мужчин и 45 процентов женщин разводятся в возрасте 25 — 34 лет.