Корреспондент «Рэспублікі» примерила уникальный костюм, который полностью погружает в виртуальную реальность
02.03.2018 08:11:50
Такого нет нигде
Познакомиться с теми, кто уже поразил своей разработкой такие компании, как Facebook, Microsoft и многие другие, дал интервью BBC, CNN и другим именитым медиа, оказалось непросто. Несмотря на то что один из офисов разработчиков «умного» костюма базируется в Минске и тут постоянно кипит работа, сотрудники то и дело в разъездах по миру.
— В прошлом году только я посетил более 150 международных выставок, конференций, метанов, хакатонов — от Токио до Сан-Франциско. Шучу, что я лицо без определенного места жительства. Но в наше время ноги волка кормят, поэтому не жалуемся, — встречает сооснователь компании Teslasuit Дмитрий Михальчук и провожает в переговорную, где стоят манекены в костюмах, погружающих в виртуальную реальность.
— Идея сделать костюм появилась довольно давно, но работа над ним была трудоемкой. Несколько лет назад двое энтузиастов работали над проектом создания 5Д-кинотеатров, где люди смотрят на экран в 3D-очках, но при этом чувствуют, как, например, на них попадает вода, то есть погружаются в действия, — разъясняет Дмитрий Михальчук. — Однако когда человек поворачивает голову в другую сторону от экрана, все эти эффекты как бы обходят стороной. Что делать?
Для того чтобы не нанести вред человеку через миостимуляцию, в команде работают медики и химики
Началась разработка концепта костюма, который будет передавать ощущения. Рассмотрели все возможные способы их передачи, однако ни один из них не обеспечивал точечности и того уровня, который мозгом бы воспринимался как настоящее прикосновение.
— Так пришли к способу электростимуляции — воздействия на организм импульсами электрического тока, — объясняет Дмитрий и подводит к манекену, чтобы показать, что и как. — Через такую стимуляцию можно передавать ощущения на уровне, схожем с тем, как мозг коммуницирует с нашей кожей.
Заручившись поддержкой некоторых иностранных университетов, которые проводили исследования в передаче ощущений на расстоянии через воздействие импульсов тока, направленных на восстановление естественной работы тканей, мышц, то есть посредством миостимуляции, команда принялась за работу.
Мне принесли курточку. Внутри нее — датчики, электроды. Надеваю. Неопреновые накладки на костюме имеют под собой активные точки, полностью покрывающие плечи, руки, живот, всю спину. Дмитрий подключает костюм к планшету, батарею для куртки кладет в мой карман. Сейчас что-то будет…
— Мы сделали уже более 20 видов костюма, постоянно улучшаем электронику, чтобы лучше передавался весь спектр ощущений. Наша кожа — сложная система. Например, столкнулись с тем, что трудно передать ощущение, как вода касается вас, когда вы в виртуальном мире входите в море. Но справились, — Дмитрий Михальчук открывает на мониторе программу для костюма, на нем видны мышцы тела. Предлагаю бросить в меня что-нибудь. Почувствую ли? В виртуальной реальности бросают мячик (степень удара можно выбрать). Ай! Чувствую, что в руку «прилетел» удар. Мышцы сократились, но мне не больно. Так, а теперь давайте коснемся. Одно движение на экране, и я ощущаю, как кто-то взял за плечо. С ума сойти!
На новых костюмах появятся датчики биометрии, гальванического сопротивления кожи, которые позволят проводить замеры уровня стресса в организме, психоэмоционального состояния того, кто носит эту одежду.
— По сути, в будущем одежда будет носимым компьютером. Скоро, надев такую пижаму, майку, вы будете знать, каково состояние вашего организма — одежда будет работать на вас, изучая, — удивляет Дмитрий.
Трудятся над костюмом десятки программистов разной специализации. «Умная» одежда может взаимодействовать почти с любой операционной системой на почти любом носителе. Такой костюм сам способен и обновляться, как только подключается к Wi-Fi. Виртуальные очки к нему можно использовать также любые. Батарея для моего костюмчика, к слову, держит заряд двое суток при нон-стоп-режиме. Можно ли стирать? Да, сейчас над этим работают. И это несмотря на то, что всего на штанах и кофте тех образцов, что видим мы, установлено 68 датчиков. Ткань, к слову, комфортная.
— Мы уже приступили к разработке своей продвинутой ткани — она будет отводить влагу, тепло, позволит коже дышать. Отвечают за это технологи, дизайнеры, швейный отдел.
Игры, медицина, кино
Где можно и необходимо применять такую «умную» одежду? Вариантов масса. Уже внедрили использование костюма в компьютерных играх, где геймеры полностью погружаются в действия. Даже если в VR будет мимо танк проезжать, кожа почувствует дребезжание.
— Мы ездили в Сан-Франциско на съемки для канала Discovery и проводили первую трансконтинентальную передачу объятий. Наша сотрудница была в Лондоне, стояла перед камерами, которые чувствуют объем. А ведущий в Штатах надел на себя нашу куртку. Девушка делала обнимающее движение, и он чувствовал, что его обнимают — крепко, слабо, — вспоминает недавний случай Дмитрий Михальчук. — Возможно, в будущем отношения на расстоянии не будут проблемой.
— Костюм не только передает ощущения — в нем можно касаться чего-либо, брать, шевелить руками, ногами, которые видим. То есть во время тренинга можно тянуть рычаг, переносить предметы, чувствовать изменения температуры, потому что в него встроен датчик климат-контроля, — приводит примеры Дмитрий.
— Можно будет сделать приложения по физподготовке. Человек окунается в мир VR, а костюм начинает взаимодействовать с вашими мышцами. То есть может достимулировать мышцы, что-то сделать более глубоко и эффективно, создавая сопротивление. Мы мечтаем, чтобы костюм полетел в космос и помог избавиться космонавтам от атрофии мышц.
Получается, в таком костюме можно манипулировать человеком? На определенном уровне. Предположим, полученная травма после ДТП не позволяет двигаться мышцам. Тут же костюм поможет в реабилитации по восстановлению нейронных связей за счет стимуляции. Дмитрий Михальчук продолжает:
— Сейчас консультируемся с нашей НАН, ищем также реабилитологов, врачей, которые хотели бы с нами поработать. В 2016 году ездили на киностудию Warner Bros. Entertainment, Inc., теперь мы задействованы в нескольких спецпроектах. Например, есть задумка, чтобы человек, посмотрев в очках в сторону от экрана, смог увидеть альтернативную концовку. Голливуд думал над способами реализации, а у нас уже есть решение.
alinakasel@gmail.com