Как мы оцениваем незнакомых людей

Одежда

Встречают по одежке, провожают по уму. Воистину поговорки — это народная мудрость. Сколько раз с этим сталкивался. И сколько раз сталкивались вы.


Мы всегда судим о людях и явлениях по обложке. Да и о товарах. Согласитесь, красиво упакованный или рекламируемый товар внушает доверие. Потом начинается дегустация. Это ум. С людьми все так же. Очень часто полный ноль наряжается в яркие одежды и держит умную книжку под мышкой. Для того чтобы распознать его, одного взгляда мало. Нужны слова и поступки. Поэтому приходится идти на контакт, хотя многим и не хочется. Достаточно иметь мнение. Так кажется. Зачастую это стереотипное, шаблонное представление. Если лежит на земле, значит, пьяный, если пьет пиво — алкоголик, если играет джаз, то завтра Родину продаст. Что–то типа этого.

Несколько дней мне не дает покоя одна история, произошедшая со мной. Неистово лечу зубы и регулярно посещаю одну клинику. Находится она в маленьком здании, с одной стороны — кабинеты стоматологов, с другой — аптека. Стою возле аптеки, жду, когда наступит мое время бояться и лечиться. Подходит ко мне женщина с явными следами бытового насилия и пристрастия к алкоголю на лице. Обращается на «ты» и так, словно мы знакомы: «Дай, пожалуйста, 300 рублей, на лекарство не хватило». Как–то особо не задумываясь, открываю кошелек. Самая мелкая купюра в 5.000, протягиваю ей. «Нет, мне нужно 300». Говорю, что мельче нет. Ее фраза меня поразила: «Подожди здесь, я сейчас быстро сдачу принесу». Ради интереса, абсолютно уверенный в том, что видимся мы в первый и последний раз, жду. Действительно, через несколько минут приходит и протягивает мне сдачу.

— Здесь 4.700, спасибо.

Несколько пространных фраз про погоду и адронный коллайдер, и она не спеша уходит.

Оказался не просто приличный человек, а странный человек. Зачем было нести мне сдачу? Я же и так отдавал ей денежку — все. И начинаю думать, может, и я тоже сужу о человеке по одежке, штампами? Может, она непьющая, просто не выспалась, маленький ребенок болеет, для этого и лекарства. А синяк под глазом получила от него же, от ребенка. Дети ж машут ручками–ножками. Или об косяк ударилась. А я сразу вынес вердикт. Это просто и быстро. Но эта сдача и эти 300 рублей не дают мне покоя. И забыл сказать, когда она просила деньги, то уже держала в руке какие–то лекарства. Видимо, ей дали в аптеке, а эти несчастные 300 рублей она была должна кассиру или провизору, не знаю, как там все устроено.

Такая вот маленькая, но очень познавательная история. Не знаю, мне почему–то стыдно за свои мысли. Хотя вроде бы ничего плохого не делал. Стыдно за то, что сразу вынес «приговор», не зная «обвиняемого».

Так мы и судим. Играет рок, значит, алкоголик–наркоман и вообще сомнительный элемент. Работает дворником или грузчиком, значит, пьяница, ничего другого не может и не хочет. Байкер, ну тут вообще клейма ставить негде, злой, угрюмый и крайне агрессивный человек. Может, это сарафанная реклама? Профессия, внешний вид уже говорят обществу за тебя. Навешивает бирку. По роду своей деятельности часто имею дело с журналистами. И после беседы многие мне признаются: были убеждены, что я крайне агрессивный, дурно пахнущий человек, с трудом окончивший 3 класса школы для малолетних преступников. Ну как же, я же играю панк–рок. Это просто профессия, а там просто сцена. Мы все находимся на сцене в той или иной степени. И наряды наши — не более чем реквизит. А потом переоденемся, снимем костюм Кощея и поедем домой кормить кота.

ND72@mail.ru

Советская Белоруссия № 211 (24841). Суббота, 31 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter