Одетые камнем
15.06.2012
Никто никогда не организовывал экскурсий по местам, где стоят удивительные камни. Поэтому грех было отказываться от возможности поучаствовать в экспедиции, которую затеял местный учитель истории Виктор Чунин. Фотоаппарат, навигатор, старенький внедорожник и — в дорогу...
Если бы камни могли говорить
Наш маршрут проложен через семь деревень — именно здесь видели каменные кресты. Села относятся к XV — XVI векам. Камни, очевидно, гораздо старше.
...В Данилевичах бабушки наперебой, помогая руками, объясняют, как добраться до их каменной «девочки». Откуда взялась? Да кто ж не знает... Якобы во время жатвы на поле работали мать и дочь. Девочка ленилась, мать поторапливала: мол, тучи собираются, дождь сейчас пойдет. Да все без толку. Тогда крестьянка не выдержала: «Чего стоишь? Чтоб ты камнем стала!» Ударил гром, девочка окаменела.
С тех пор и стоит: невысокая, наряжена в юбку, украшена платками, на груди высечен крест... Место огорожено аккуратным забором, внутри — беседка. Старушка, наводившая порядок, научила:
— Проходишь мимо — дай «девочке» что–нибудь. Все, что есть в кармане, — семечки, кусочек хлеба или деньги... Давно, люди рассказывали, пытались перенести камень. Так в деревне начался падеж скотины. Испугались да и вернули на место.
У деревни Боровое — собственная «баба». Местные найдут, а чужому — не обязательно. Легенда похожая — все про ту же ленивую девочку. К камню приходят, несут дары, просят здоровья и благополучия... Еще лет 20 назад носили детей, которые плакали по ночам. Говорят, после такой экскурсии ребенок успокаивался. Разумеется, и здесь действует запрет на перенос: «три недели дождь лить будет...»
Далее — проверка информации о похожем камне в деревне Милошевичи. Там же вроде должен быть и колодец с «живой водой»... На месте не так все просто. Камня нет. Колодец пересох. Только сонная гадюка, лежавшая рядом, недовольно уползает в траву... Пока рассуждаем, какие бедствия постигли это село за то, что не уберегли «девочку», натыкаемся на артефакт. Нашлась пропажа! Просто давно не навещали ее, вросла в землю... Очищаем, оставляем у дерева. Позже узнали в деревне: камень планируют поставить под беседку, восстановить колодец...
Без вести пропавшие
Визит в Глушковичи разочаровал. Местная каменная «девочка» попросту пропала. В последний раз ее видели больше полувека назад. С тех пор словно сквозь землю провалилась. Ничего не удалось узнать от местных стариков и про якобы стоявший здесь «чертов камень».
Чунин явно огорчен:
— Во времена борьбы с религией большинство культовых камней было уничтожено. Как, например, «Васин камень» — в честь некоего Василия, освободившего множество людей, захваченных татарами...
В Дзержинске из нескольких камней сохранилось два. Один покалечен, отбит верх. Кто и зачем это сделал — теперь уже вряд ли узнаешь...
Историк припоминает, что в Буйновичах видел два культовых камня, в последний раз лет восемь назад. Были украшены солярными знаками — дохристианскими символами древних славян. Потом это место раскатали бульдозеры, соорудили вал. Теперь здесь полигон отходов. Возможно, под отходами и лежат остатки артефактов — если не разбили да не вывезли...
Иногда они возвращаются
В Приболовичи Чунин заехал специально — показать камень, который установили уже в наше время у церкви XVIII века:
— Интересный крест, с солярными символами. В середине 90–х годов подсыпали брод бульдозером, да и вывернули из земли. Перенесли в деревню. Что на том месте было — неизвестно. Но, говорят, там тридцать каменных крестов стояло...
На кладбище рядом с Липлянами находим еще один маленький каменный крест.
— Смотри–ка, огородили, — радуется Виктор Чунин. — И цветы стоят... А лет 13 назад ничего не было. Так мне никто про этот крест и не сказал тогда. Теперь и подавно не узнаем, вымирает село...
Сфотографировав крест, двинулись к машине. Только сделали пару шагов, как в нескольких метрах от нас в реку с грохотом полоснула молния! Неужто потревожили древний оберег села? Вот и оставайся тут материалистом...
Владислав ШУР.
Фото автора.
Мнения по поводу
Евгений Маликов, историк, кандидат искусствоведения (Гомель):
— Сегодня более–менее на слуху разве что туровские «растущие камни». Про остальные мало что известно. Между тем это интереснейшее уникальное явление, свойственное только центральному Полесью — части Гомельской, Брестской и Житомирской областей. По сей день каменные кресты, «девочки», «бабы» имеют сакральное значение для местных жителей. При этом до сих пор никто у нас глубоко, систематизированно не исследовал эти камни и связанные с ними предания, обычаи. Нет полного перечня, они даже не внесены в официальный список историко–культурных ценностей — при том, что представляют безусловную ценность. В том числе с туристической точки зрения. Ведь ничего подобного нет больше нигде.
Ольга Лобачевская, доцент кафедры этнологии и фольклора Белорусского государственного университета культуры и искусств, кандидат искусствоведения, автор сценария документального фильма «Каменные девочки»:
— Что это такое — нам неизвестно. С каменными «девочками» связано очень древнее представление о запрете проклятия детей. Для местных жителей это культовые объекты — сюда женщины несут «оброки», существуют другие обычаи, поверья... В то же время меня тревожит, что с приданием этим камням какого–то официального статуса, их чрезмерной популяризацией может быть нарушен духовный баланс. Да, надо знать и беречь «девочек». Но нельзя вмешиваться в обрядовую сторону явления — даже в угоду туризму. Пока, к сожалению, нам не всегда хватает деликатности при популяризации той или иной аутентичной традиции. Некоторые разрекламированные народные обряды превратились в аттракцион, представление.