О чем поют фонтаны
23.04.2004
26 апреля Государственный концертный оркестр Беларуси даст особый, праздничный концерт. Живой легенде белорусского джаза Аркадию ЭСКИНУ посвященный. Повод - 65-летие мастера и ровно полвека его творческой деятельности. Сейчас маэстро Эскина можно каждый вечер увидеть и услышать в джаз-кафе "Поющие фонтаны". Это заведение полтора года назад было переоборудовано специально под него, большого музыканта. Аркадий Борисович удивительно искренний и обаятельный человек. И в "Поющих фонтанах" его совершенно справедливо холят и лелеют. Живую историю жанра нужно беречь. Чтобы Эскин радовал нас своим творчеством еще долго-долго.
- Аркадий Борисович, поздравляем вас с юбилеем! Скажите, пожалуйста, как ресторану "Поющие фонтаны" удалось заполучить живую легенду, выдающегося джазмена Аркадия Эскина?
- Это не просто ресторан. Это джаз-кафе. Директор "Поющих фонтанов" вложил в его создание всю свою душу. Мы познакомились с ним на моем концерте в Театре эстрады. Он был просто одержим идеей создания джаз-кафе, которое объединяло бы истинных ценителей прекрасной музыки и просто людей, желающих со вкусом провести время. Я с радостью принял предложение участвовать в этой затее. Считаю, что мне повезло на старости лет. Я абсолютно свободен в своем творчестве, играю на прекрасном инструменте. Публика здесь интеллигентная, благодарная. Кстати, дизайн и меню "Поющих фонтанов" выполнены в модном стиле "фьюжн". Это некий сплав самых прогрессивных идей. Поэтому работать здесь чертовски приятно. Это даже не работа, а сплошное удовольствие. К тому же сюда часто приезжают выступать звезды джаза, такие как Сергей Манукян, Георгий Гаранян, сейчас ждем Светлану Рубинину. Это привлекает в "Фонтаны" "нашу" публику.
- А как вы думаете, у джазового музыканта Эскина есть сегодня в Беларуси достойные конкуренты?
- Никогда об этом не задумывался. Я знаю, что нахожусь в хорошей физической форме. И с головой, слава Богу, все в порядке. Играю в свое удовольствие. Ни с кем не стремился и не стремлюсь конкурировать. А музыкантов молодых и талантливых много. Жаль, что они все сейчас живут как-то обособленно. Нет какого-то общего джазового движения, что ли. Это обидно. Пусть бы приходили к нам в "Поющие фонтаны". Мы открыты для общения. И всегда готовы обмениваться опытом. Мне кажется, это могло бы быть интересно многим. У нас звучит не только живая музыка, но и собрана уникальная коллекция джазовой музыки на DVD.
- Вы говорите, что сейчас вам интереснее жить, чем даже в те времена, когда вы работали с такими звездами, как Утесов, Вуячич, Мулявин. Почему?
- Наконец-то я чувствую себя полностью свободным. Я играю то, что хочу. Вы же знаете, что в советские времена были ограничения. Приходилось порой нелегально играть запрещенный джаз. Могу вам рассказать забавную историю. Дело было в Луганске на партийной конференции. Я принимал участие в торжественном концерте. Играл соло из фильма "Серенада солнечной долины"... "Чаттануга Чу-Чу", помните? Прекрасная мелодия. Я импровизировал и решил вставить туда цитату из фольклорной "Барыни-сударыни". Она очень подходила по гармонии миллеровской мелодии. Вот вы улыбаетесь. Музыканты тогда тоже улыбались моей невинной шутке. А в антракте ко мне подошли три человека в штатском с нешуточными обвинениями в хулиганстве. Предложили следовать за ними. На мое счастье, первый секретарь Луганского обкома оказался меломаном. Ему очень понравилась моя импровизация. И он меня защитил.
Всякое было. Приходилось и в кабаках на аккордеоне играть все подряд, чтобы на хлеб насущный заработать... А сейчас я работаю в Государственном концертном оркестре Михаила Финберга. На больших концертах обычно играю соло. Я сам себе хозяин. И очень этим доволен.
- Аркадий Борисович, расскажите, пожалуйста, как вы вместе с Валерием Дайнеко и Владом Мисевичем учились в институте культуры.
- Да, мы втроем закончили отделение народного пения. Это было в то время, когда я работал в "Песнярах". С нами пришли поступать еще Пеня и Кашепаров. Но Пеня потом не пошел сдавать экзамены, а Кашепаров поступил. Но покрутился-покрутился в институте и почему-то тоже решил не доводить это дело до конца. А Дайнеко и Мисевич в плане учебы оказались страшно усердными людьми! Из-за гастролей мы, естественно, пропускали занятия. Мисевича это ужасно расстраивало. На экзаменах он дрожал как осиновый лист. А Дайнеко маниакально вел все конспекты. Я тоже старался. Но слыл более легкомысленным студентом. На экзаменах меня больше расспрашивали о гастролях, чем по билетам. Нашим куратором был Семеняко. Он удивлялся, зачем учусь народному пению. Я был тогда единственным баритоном в группе и очень любил петь. Потом Семеняко ко мне привык. Да, интересное было время.
- Я представляю, какую книгу воспоминаний вы могли бы написать!
- Это уж точно. Я столько историй любопытных знаю. Но писательство - не мое занятие. Я все время ищу человека, который мог бы записывать за мной. Столько всего было и смешного, и трагического. И всегда музыка меня выручала. Она повсюду со мной. Благодаря ей у меня много друзей и совсем нет врагов.
- Ваши дети продолжают ваше дело?
- У меня очень талантливые дочери. Старшая, Марина, музыкант, играет едва ли не со школьной скамьи. А младшая, Яночка, закончила Академию управления. Она - тур-менеджер по Беларуси в "Класс-клубе". Внук серьезно занимается музыкой. Учится в лицее на "девятки" и "десятки". Потешный парень. У меня чудесная жена. Мы вместе уже почти 50 лет. На профессиональной сцене я, кстати, тоже полвека. Об этом и справки имеются. В возрасте 14 лет я уже работал в театральном институте. Преподавал теорию музыки. Студенты у меня такие были: будущий режиссер Адольф Шапиро, киноактер Виктор Брют, Людмила Шевченко, Наталья Фатеева.
- Аркадий Борисович, чего вам, человеку, у которого все есть, пожелать?
- Чтобы все это продолжалось как можно дольше. Я себя сильно амортизировал. Чувствую слабость... А мне столько еще хочется сделать!
- Аркадий Борисович, поздравляем вас с юбилеем! Скажите, пожалуйста, как ресторану "Поющие фонтаны" удалось заполучить живую легенду, выдающегося джазмена Аркадия Эскина?
- Это не просто ресторан. Это джаз-кафе. Директор "Поющих фонтанов" вложил в его создание всю свою душу. Мы познакомились с ним на моем концерте в Театре эстрады. Он был просто одержим идеей создания джаз-кафе, которое объединяло бы истинных ценителей прекрасной музыки и просто людей, желающих со вкусом провести время. Я с радостью принял предложение участвовать в этой затее. Считаю, что мне повезло на старости лет. Я абсолютно свободен в своем творчестве, играю на прекрасном инструменте. Публика здесь интеллигентная, благодарная. Кстати, дизайн и меню "Поющих фонтанов" выполнены в модном стиле "фьюжн". Это некий сплав самых прогрессивных идей. Поэтому работать здесь чертовски приятно. Это даже не работа, а сплошное удовольствие. К тому же сюда часто приезжают выступать звезды джаза, такие как Сергей Манукян, Георгий Гаранян, сейчас ждем Светлану Рубинину. Это привлекает в "Фонтаны" "нашу" публику.
- А как вы думаете, у джазового музыканта Эскина есть сегодня в Беларуси достойные конкуренты?
- Никогда об этом не задумывался. Я знаю, что нахожусь в хорошей физической форме. И с головой, слава Богу, все в порядке. Играю в свое удовольствие. Ни с кем не стремился и не стремлюсь конкурировать. А музыкантов молодых и талантливых много. Жаль, что они все сейчас живут как-то обособленно. Нет какого-то общего джазового движения, что ли. Это обидно. Пусть бы приходили к нам в "Поющие фонтаны". Мы открыты для общения. И всегда готовы обмениваться опытом. Мне кажется, это могло бы быть интересно многим. У нас звучит не только живая музыка, но и собрана уникальная коллекция джазовой музыки на DVD.
- Вы говорите, что сейчас вам интереснее жить, чем даже в те времена, когда вы работали с такими звездами, как Утесов, Вуячич, Мулявин. Почему?
- Наконец-то я чувствую себя полностью свободным. Я играю то, что хочу. Вы же знаете, что в советские времена были ограничения. Приходилось порой нелегально играть запрещенный джаз. Могу вам рассказать забавную историю. Дело было в Луганске на партийной конференции. Я принимал участие в торжественном концерте. Играл соло из фильма "Серенада солнечной долины"... "Чаттануга Чу-Чу", помните? Прекрасная мелодия. Я импровизировал и решил вставить туда цитату из фольклорной "Барыни-сударыни". Она очень подходила по гармонии миллеровской мелодии. Вот вы улыбаетесь. Музыканты тогда тоже улыбались моей невинной шутке. А в антракте ко мне подошли три человека в штатском с нешуточными обвинениями в хулиганстве. Предложили следовать за ними. На мое счастье, первый секретарь Луганского обкома оказался меломаном. Ему очень понравилась моя импровизация. И он меня защитил.
Всякое было. Приходилось и в кабаках на аккордеоне играть все подряд, чтобы на хлеб насущный заработать... А сейчас я работаю в Государственном концертном оркестре Михаила Финберга. На больших концертах обычно играю соло. Я сам себе хозяин. И очень этим доволен.
- Аркадий Борисович, расскажите, пожалуйста, как вы вместе с Валерием Дайнеко и Владом Мисевичем учились в институте культуры.
- Да, мы втроем закончили отделение народного пения. Это было в то время, когда я работал в "Песнярах". С нами пришли поступать еще Пеня и Кашепаров. Но Пеня потом не пошел сдавать экзамены, а Кашепаров поступил. Но покрутился-покрутился в институте и почему-то тоже решил не доводить это дело до конца. А Дайнеко и Мисевич в плане учебы оказались страшно усердными людьми! Из-за гастролей мы, естественно, пропускали занятия. Мисевича это ужасно расстраивало. На экзаменах он дрожал как осиновый лист. А Дайнеко маниакально вел все конспекты. Я тоже старался. Но слыл более легкомысленным студентом. На экзаменах меня больше расспрашивали о гастролях, чем по билетам. Нашим куратором был Семеняко. Он удивлялся, зачем учусь народному пению. Я был тогда единственным баритоном в группе и очень любил петь. Потом Семеняко ко мне привык. Да, интересное было время.
- Я представляю, какую книгу воспоминаний вы могли бы написать!
- Это уж точно. Я столько историй любопытных знаю. Но писательство - не мое занятие. Я все время ищу человека, который мог бы записывать за мной. Столько всего было и смешного, и трагического. И всегда музыка меня выручала. Она повсюду со мной. Благодаря ей у меня много друзей и совсем нет врагов.
- Ваши дети продолжают ваше дело?
- У меня очень талантливые дочери. Старшая, Марина, музыкант, играет едва ли не со школьной скамьи. А младшая, Яночка, закончила Академию управления. Она - тур-менеджер по Беларуси в "Класс-клубе". Внук серьезно занимается музыкой. Учится в лицее на "девятки" и "десятки". Потешный парень. У меня чудесная жена. Мы вместе уже почти 50 лет. На профессиональной сцене я, кстати, тоже полвека. Об этом и справки имеются. В возрасте 14 лет я уже работал в театральном институте. Преподавал теорию музыки. Студенты у меня такие были: будущий режиссер Адольф Шапиро, киноактер Виктор Брют, Людмила Шевченко, Наталья Фатеева.
- Аркадий Борисович, чего вам, человеку, у которого все есть, пожелать?
- Чтобы все это продолжалось как можно дольше. Я себя сильно амортизировал. Чувствую слабость... А мне столько еще хочется сделать!